СМИ об РЖД

07.02.2020Газета "Транссиб" (Западно-Сибирская железная дорога)

Цифровой взгляд на балласт

В Сибирском государственном университете путей сообщения (СГУПСе) разработали систему контроля уплотнения балласта (СКУБ). По словам авторов проекта, ежегодно она позволит экономить до 15 млн руб. В мае 2020 года разработку начнут использовать на Западно-Сибирской железной дороге.

Старший научный сотрудник бизнес-инкубатора в транспортной сфере СГУПСа Алексей Игумнов пояснил, что до настоящего времени не было инструментов, позволяющих проконтролировать качество уплотнения балласта.

– Во время ремонта пути железнодорожники отслеживают, как работает машина для подбивки пути – ее скорость, производительность. Но как произведена работа внутри балласта – неизвестно. Нет никаких конкретных требований. И это приводит к определенным проблемам, – говорит он. – Если балласт подбит с нарушением технологии или неравномерно по длине пути, через какое-то время под давлением подвижного состава происходят просадки. Приходится возвращаться к этому участку и ремонтировать его раньше, чем предполагалось изначально.

Помимо человеческого фактора, причиной некачественного ремонта может стать основание вдоль пути. То есть грунт под щебеночным балластом может быть болотистым или скальным, что тоже в конечном счете повлияет на осадку. Еще одна причина – некорректная работа машины. Если из-за неисправности подбивочного блока правая рельсовая нить подбивается лучше, чем левая, это приведет к перекосу пути. В поисках решения специалисты создали СКУБ – систему, которая может в режиме реального времени дать оценку качеству проделанных работ.

Проект представляет собой комплект из двух антенн и профессионального планшетного компьютера. Программное обеспечение разработали сотрудники СГУПСа. Антенны устанавливаются на машину ДСП так, что одна отслеживает показания до прохода машины, а вторая – после. Благодаря использованию современных ГИС-технологий и спутниковой референц-сети, разработка позволяет измерять осадку, толщину слоя балласта, скорость движения ДСП, динамические характеристики, высотные отметки после каждого прохода по рыхлому и уплотненному балласту. Как заявляют авторы проекта, система с высокой точностью позволяет выявить коэффициент уплотнения – по разности отметок может определить толщину слоя балласта до 1 см.

– Помимо прочего, программное обеспечение отражает план пути и соответствие работы ДСП этому плану. Создается цифровая модель работы самой машины, – рассказал Алексей Игумнов. – Сплошной контроль с привязкой к абсолютной системе координат дает возможность через неделю, месяц в режиме мониторинга следить за динамикой изменения железнодорожного пути. Сейчас отчеты сохраняются на планшетном компьютере. Но в дальнейшем, если будет такой запрос, думаю, можно будет открывать доступ к файлам различным подразделениям.

Среди преимуществ СКУБ разработчики также отмечают ее мобильность. Комплекс может быть смонтирован на машину и подготовлен к работе в течение часа. При этом процедура не требует специального оборудования для установки.

Стоимость одного комплекса составляет порядка 1,5–2 млн руб., которая также включает оплату программного обеспечения. Система уже прошла испытания летом прошлого года. В этом году Западно-Сибирская железная дорога планирует установить комплексы СКУБ на две машины ДСП.

– Экономический эффект по двум машинам составит около 15 млн руб. в год. Он достигается за счет того, что работы будут выполнены более качественно и не придется возвращаться к пройденным участкам. Стоит отметить, что 15 млн руб. – это усредненная цифра, которая основывается на данных самой дороги, – пояснил старший научный сотрудник.

Начальник Западно-Сибирской железной дороги Александр Грицай ознакомился с проектом на выставке технических решений, которая прошла в декабре на базе региональной инновационной площадки в новосибирском Технопарке. Руководитель магистрали подчеркнул, что необходимо не только контролировать качество проделанных работ, но также найти техническое решение, которое позволит уплотнить все слои балласта.

 

Фото: Николай Соловьев

Дарья Доротова

Версия для печати
screenRenderTime=0