СМИ об РЖД

Поездам погода не помеха

Евгений Головков, начальник отдела гидрометеорологии Центральной дирекции инфраструктуры

– Аномально теплая и малоснежная зима в европейской части России – благо для железнодорожников? Или могут быть последствия в виде чрезмерных осадков весной и летом?

– При малоснежной зиме – минимальные затраты на эксплуатацию снегоочистительной техники, меньше трудозатрат на очистку стрелок, платформ и других объектов.

Теплая погода зимой также положительно влияет и на железнодорожный путь – меньше сжатие металла.

Я не сторонник теории глобального потепления, опирающейся на 140-летний ряд метеонаблюдений. История Земли исчисляется миллиардами лет, и из этого короткого промежутка времени делать какие-либо фундаментальные выводы, я считаю, нецелесообразно.

По моему мнению, происходящее сейчас – это циклическое изменение климата, во времена которого высокая точность прогноза погоды достигается только на срок три-пять дней. Поэтому прогноз на месяц, а тем более на весну и лето будет по достоверности походить на гадание с подбрасыванием монетки.

– Весенний паводок можно прогнозировать по объему выпавшего снега. Где ждать большой воды?

– Исходя из анализа факторов, влияющих на процесс прохождения весеннего половодья, можно констатировать следующее: на всех полигонах промерзаемость грунта ниже максимально наблюдаемых многолетних значений; снежный покров на полигонах всех железных дорог ниже или равен климатическим нормам; аномально теплая зима не способствовала большим водозапасам снега.

На основании этих данных можно с уверенностью утверждать, что весенний паводок 2020 года пройдет близко или ниже многолетних наблюдений, без каких либо катастрофических последствий.

Единственным фактором, который в изменяющемся климате нельзя исключать, является резкое и продолжительное потепление с положительными дневными и ночными температурами воздуха и с большим количеством осадков.

Но этот показатель прогнозируем, и о нем все причастные хозяйства компании будут заранее предупреждены.

Мой опыт работы в компании показывает: наиболее остро весенние паводки протекают на Октябрьской и Северной дорогах, а летние дождевые паводки – на Дальневосточной, Забайкальской и Восточно-Сибирской дорогах.

При этом самым эффективным инструментом мониторинга весеннего половодья были, есть и будут наблюдения на выставляемых Управлением пути и сооружений в период паводка временных водомерных постах, которые отслеживают в онлайн-режиме изменения уровней воды и сроков вскрытия рек ото льда.

– Какие природные явления в этом году могут доставить наибольшие проблемы для РЖД?

– ОАО "РЖД" выполняет свой основной функционал в любых погодных условиях, поэтому никакие погодные условия не могут создать нам проблем.

Незначительные препятствия могут появиться в этом году в зимнее время – возможны сильные снегопады с метелью, гололед и ветер более 20 м/с, в летний период могут идти сильные и очень сильные дожди, грозы, ветер более 20 м/с и образоваться аномально высокая температура воздуха.

Но для этого и создана система гидрометеорологического обеспечения компании, результатом работы которой является предупреждение об опасных явлениях погоды и своевременная подготовка хозяйств компании к минимизации их последствий.

 

Фото: Иван Шаповалов, пресс-служба ОАО "РЖД" 

Беседовал Александр Зубов

Версия для печати
screenRenderTime=1