СМИ об РЖД

Рельсы встали поперек пути

Планы ОАО "РЖД" по Восточному полигону не совпадают с возможностями.

Перечень ускоренных работ на БАМе и Транссибе, который должен был быть представлен в правительство 1 февраля, до сих пор не согласован даже на уровне ОАО "РЖД". Причина, по данным "Ъ", в разногласиях по срокам исполнения: если сам список работ согласован и грузоотправителями, и блоком движения ОАО "РЖД", и Минэнерго, то сроки не устраивают строительный блок монополии. На 26 февраля намечено согласительное совещание. Решать вопрос нужно быстро: расширение мощностей на восток заметно запаздывает, несмотря на наличие спроса у грузоотправителей.

1 февраля вышел срок, к которому, по поручению правительства, Минтранс, Минэнерго и ОАО "РЖД" должны были сформировать перечень ключевых объектов развития Восточного полигона на 2020-2021 годы. Но по срокам исполнения работ он еще не согласован даже на уровне ОАО "РЖД", рассказали "Ъ" четыре источника, знакомые с ходом его обсуждения. В ОАО "РЖД" "Ъ" подтвердили, что перечень проработан с советом потребителей ОАО "РЖД", вопрос сроков рассматривается.

Первая очередь модернизации БАМа и Транссиба, которую изначально планировали завершить в 2017 году, съехала на 2020 год, а в июле 2019 года Росжелдор констатировал, что строго по графику в рамках этого проекта введен лишь один участок.

Осенью при согласовании инвестпрограммы и финплана ОАО "РЖД" на 2020-2022 годы выяснилось, что расходы на Восточный полигон сокращены на 161 млрд руб. Тогда источники "Ъ" рассказывали, что потребители договорились с монополией о создании рабочей группы, которая утвердит первоочередные мероприятия по БАМу и Транссибу, вписывающиеся в сокращенный бюджет. 12 декабря экс-премьер Дмитрий Медведев дал поручение ОАО "РЖД" актуализировать детальный план мероприятий по БАМу и Транссибу, а 20 декабря Максим Акимов, тогда бывший профильным вице-премьером, поручил до 1 февраля сформировать перечень проектов.

Рабочая группа сформировала перечень из 212 титулов, содержащий соответствующие участки и работы. Там же были проставлены сроки: большинство работ, которые были запланированы на период до 2024 года, сдвигаются самое позднее на 2023 год. Перечень был 27 января одобрен на голосовании совета потребителей и 11 февраля вновь обсужден на совещании в Минэнерго с участием основных грузоотправителей – угольщиков. По словам собеседника "Ъ" в отрасли, перечень сформирован с учетом трехлетнего финплана монополии.

Однако строительный блок ОАО "РЖД" оказался не готов построить объекты в указанные сроки, рассказали "Ъ" источники в отрасли. Расхождение позиций между блоком движения ОАО "РЖД", который заинтересован в скорейшем строительстве с целью сдерживания падения погрузки и обеспечения провоза на Восток, и строительным блоком, который опасается брать на себя жесткие обязательства, совершенно закономерно, говорят они. По словам одного из источников "Ъ", перечень был направлен первому заместителю гендиректора ОАО "РЖД" Анатолию Краснощёку с просьбой провести совещание для согласования перечня, в частности, с блоком строительства. Оно было назначено на 18 февраля, затем перенесено на 26 число. Минтранс, рассказывает другой источник "Ъ", будет просить об отсрочке исполнения поручения по перечню до 1 марта. В Минтрансе комментариев не дали.

"Потребители не готовы идти на компромисс по перечню, – говорит источник "Ъ" среди грузоотправителей. – Когда в 2018 году совет потребителей согласился на пакет предложений ОАО "РЖД" по повышению тарифов, включающий в себя экспортную надбавку, повышение тарифа на порожний пробег, сохранение целевых надбавок и т. д., с ОАО "РЖД" было заключено джентльменское соглашение о том, что монополия выполнит все работы по Восточному полигону в полном объеме".

Подход к планированию и организации работ на БАМе и Транссибе, который использовался в ОАО "РЖД", обусловил срыв сроков ввода и объективно перестал быть адекватным, отмечает глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. Формирование перечня конкретных объектов со сроками, скоординированного с грузоотправителями, позволит повысить прозрачность процесса и обеспечить мониторинг исполнения, говорит эксперт, но процесс согласования уже позволяет выявить проблему, за которую ОАО "РЖД" неоднократно подвергалось критике: недостаточную координацию между дирекциями.

 

Скорлыгина Наталья

Версия для печати
screenRenderTime=1