СМИ об РЖД

Лизинг теряет темпы

 

Темпы роста объемов нового бизнеса лизинговых компаний стремительно падают. В 2019 году они составили всего 15% по сравнению с 20-50% в предшествующие три года. Среди причин замедления участники рынка отмечает падение спроса на железнодорожную технику и самолеты, а также отсутствие господдержки. От 2020 года эксперты улучшения не ждут и даже говорят о дальнейшем торможении под влиянием стагнации грузоперевозок и снижения автолизинга.

Рынок лизинга в 2019 году увеличился на 15%, до 1,5 трлн руб., по объему нового бизнеса (стоимости имущества, переданного в лизинг при условии закупки оборудования или получения аванса лизингодателя). Это следует из аналитики "Эксперт РА" и Объединенной лизинговой ассоциации ("Ъ" с данными). В анкетировании участвовала 121 компания, оно покрывает 98% рынка лизинга по объему нового бизнеса.

По сравнению с тремя предшествующими годами динамика существенно ухудшилась. В 2016 году прирост объема нового бизнеса составлял 36% (до 742 млрд руб.), в 2017 году – почти 50% (до 1,09 трлн руб.). В 2018 году темпы замедлились до 20% (объем рынка достиг 1,31 трлн руб.) и 2019 год стал продолжением тенденции.

Темпы роста лизингового портфеля (лизинговые платежи к получению) также ухудшаются. По итогам 2019 года объем портфеля достиг 4,9 трлн руб., увеличившись на 15% против 25% годом ранее.

Треть рынка по объему нового бизнеса занимает тройка лидеров – "Сбербанк Лизинг" (207 млрд руб.), Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК, 202 млрд руб.) и группа компаний "ВТБ Лизинг" (133 млрд руб.). По объему лизингового портфеля они также в первой тройке: объем портфеля ГТЛК составляет около 1,1 трлн руб., "Сбербанк Лизинга" – 775 млрд руб., ГК "ВТБ Лизинг" – 580 млрд руб.

Лидером по приросту объема нового бизнеса стал "Райффайзен-Лизинг" с 67%. В первую тройку также вошли "КамАЗ-Лизинг" и "ВЭБ-Лизинг (57% и 56% соответственно).

При этом среди крупнейших игроков, согласно исследованию "Эксперт РА", есть те, кто показал даже отрицательные результаты по сравнению с 2018 годом. ГТЛК уменьшила объемы нового бизнеса на 6%, ГК "ВТБ Лизинг" – на 16% и ГК "Альфа-Лизинг" – на 6%. В пресс-службе ГК "ВТБ Лизинг" утверждают, что основная задача компании в опережении роста доходов динамики по портфелю, а не увеличение объемов нового бизнеса. В ГТЛК поясняют замедление темпов роста в 2019 году эффектом высокой базы.

В целом двузначные темпы роста рынка удалось сохранить за счет сделок госкомпаний, заключенных в четвертом квартале 2019 года, отмечается в исследовании. На них пришлось 40% от годового объема сделок. Как поясняет старший директор по банковским рейтингам "Эксперт РА" Руслан Коршунов, на конец года пришлись крупные сделки по операционному лизингу самолетов и железнодорожной техники.

Но при этом общее падение на рынке железнодорожной техники в 2019 году стало одной из причин спада темпов роста, уточняет управляющий директор ГК "Альфа-Лизинг" Ольга Гришина. По данным "Эксперт РА", в первом полугодии доля этого направления сократилась с 26% до 20%. В Объединенной лизинговой ассоциации отмечают, что сделки с железнодорожной техникой сократились из-за снижения грузоперевозок прежде всего по энергоносителям.

Сделки по авиализингу уменьшились из-за снижения поставок самолетов SSJ100, а также сокращения потребностей в обновлении парка отдельными авиакомпаниями. По данным "Эксперт РА", в первом полугодии доля сегмента синизилась с 13% до 6%.

Заместитель гендиректора "Сбербанк Лизинг" Денис Яклаков отмечает и стагнацию автолизинга, занимающего доминирующую долю на рынке, и невысокие темпы роста национальной экономики, ставшие основными факторами замедления динамики увеличения объемов нового бизнеса.

От будущего на рынке также ничего хорошего не ждут. В 2020 году темп роста уже не сможет быть двузначным и вряд ли превысит 5-7%, подчеркивают аналитики. Авиасегмент покажет восстановление относительно низкой базы 2019 года, но а объемы лизинга железнодорожной техники продолжат сокращаться из-за роста профицита вагонов и очень слабой динамики грузоперевозок, поясняет господин Коршунов. Дальнейшее снижение автопродаж и сокращение объема госсубсидий, по его словам, будут сдерживать автолизинг.

 

 

Андрианова Дарья

Тематика: Вагонный парк
Версия для печати
screenRenderTime=1