СМИ об РЖД

РЖД допускают отказ от идеи IPO GEFCO в пользу привлечения стратега

ОАО "Российские железные дороги" допускает выход в правительство РФ с инициативой продать долю в GEFCO не в ходе IPO, а иным образом.

"Может быть, мы попросим нашего акционера дать нам бОльшую свободу действий в части выбора способа реализации пакета. В том числе, возможно привлечение стратега для развития компании на новых рынках", – заявил на брифинге зам. главы РЖД Андрей Старков. "Китай, страны Персидского залива – это те рынки, к которым ощущается чрезвычайный интерес. Но там GEFCO присутствует пока достаточно ограниченно", – пояснил он в этой связи.

В случае изменения планов, уточнил топ-менеджер, потребуется изменять распоряжение правительства, которое позволяло монополии продать пакет GEFCO. "Способ продажи указан – первичное размещение на бирже. Поэтому в данной ситуации, возможно, это потребует (корректировки)", – сказал Старков.

Отвечая на вопрос, возможно ли привлечение Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) для поиска стратегического инвестора в GEFCO, замглавы РЖД выразил мнение, что фонд мог бы быть финансовым партнером. "Мы с РФПИ крайне активно в этом направлении работаем, поэтому, если будет интересный вариант, – обязательно будем пытаться его реализовывать", – заявил он, хотя и не стал говорить о готовности фонда профинансировать покупателя.

Вместе с тем, по словам топ-менеджера, "Российские железные дороги" продолжают "крайне тщательно мониторить ситуацию" на рынках капитала. "Планируем продолжать искать "окна" для продажи нашего пакета", – отметил Старков. "GEFCO показывает очень стабильные и хорошие результаты по своему развитию, причем даже в формате органического роста. Да, это крайне сложный бизнес, он достаточно менее маржинален, чем прочие, но он стабильно растущий", – сказал он в этой связи.

В то же время, по словам замглавы РЖД, ситуация пока остается непростой. "Мы не отказываемся пока от идеи IPO как основного инструмента, но надо смотреть на конъюнктуру. Пока она довольно сложная", – отметил топ-менеджер.

Старков напомнил, что РЖД в ходе IPO планировали сократить свой пакет во французской компании ниже 50% – до уровня, при котором РЖД будет иметь возможность сохранить большинство своих представителей в совете директоров.

"Пока мы говорим именно об этих рамках, но способ продажи, возможно, будет уточнен. Если появится какая-то интересная история, связанная с синдикатом или с прямой сделкой, то, наверное, тоже есть смысл рассматривать", – заявил топ-менеджер. При этом, по словам Старкова, сокращать долю в GEFCO ниже 40% "Российские железные дороги" "пока не планируют".

Как сообщалось ранее, 75% акций GEFCO "Российские железные дороги" купили у PSA Peugeot Citroen в 2012 г. за 800 млн евро. PSA осталась миноритарием – в том числе из-за стратегической важности деятельности GEFCO для автомобилестроительного концерна. Покупку прежнее руководство РЖД, а также транспортные чиновники мотивировали планами развития логистического направления в рамках стратегии развития российской ж/д монополии. Компания в основном работает в странах Европы и Африки.

В 2017 г. генеральный директор "Российских железных дорог" Олег Белозёров заявил, что монополия изучает вопрос продажи части акций GEFCO. "Мы можем оставить у себя просто контрольный пакет, при этом извлечь часть денег уже от увеличенной стоимости компании, которые направить в какой-то другой бизнес, который дал бы нам еще больший эффект", – говорил он. Старков при этом позднее заявлял, что российская компания прорабатывает различные варианты продажи части своей доли в GEFCO, включая совместную реализацию с частью пакета PSA, а также IPO, хотя и отмечал, что "каких-либо принципиальных решений нет".

Весной 2018 г. Les Echos сообщило со ссылкой на свои источники, что PSA Peugeot-Citroen выставила на продажу свои 25% акций GEFCO. По их данным, PSA отталкивается от оценки около $250 млн. В октябре 2018 г. уже сама GEFCO заявила, что планирует IPO на 2019 г. на парижской бирже Euronext при благоприятных рыночных условиях и получении необходимых разрешений регулирующих органов.

При этом весной 2019 г. правительство РФ согласилось с продажей в ходе IPO не менее 25% + 1 акция, но не более 35% минус 1 акция GEFCO, принадлежащих "Российским железным дорогам". Сделка должна пройти "по цене не ниже рыночной, определенной на основании оценщика и не ниже номинальной стоимости бумаг".

"У нас есть соглашение с PSA, у которого через определенный момент возникало право обратиться к мажоритарному акционеру, не возражает ли он против IPO. Такая просьба была озвучена, мы получили соответствующее разрешение правительства. Нам зафиксировали цену и количество акций, которые мы можем продавать", – пояснял тогда первый замглавы РЖД Вадим Михайлов.

Правда, через непродолжительное время GEFCO официально подтвердила, что планировавшееся IPO на Euronext отложено, хотя компания и ее акционеры "остаются приверженными" этой идее в зависимости от рыночных условий и получения разрешений регулирующих органов.

Версия для печати
screenRenderTime=1