СМИ об РЖД

25.12.2019РИА "РБК"

Поезд в большом городе

Современные мегаполисы делают ставку на развитие общественного рельсового транспорта. Он надежнее, быстрее, экологичнее и зачастую удобнее других средств передвижения.

 

Без вредных выбросов

В сфере общественного транспорта, исходя из требований экологичности, самым перспективным считается рельсовый. Отсутствие вредных выбросов и движение по выделенным путям позволили ему стать во всем мире одним из лидеров в сегменте пассажирских перевозок, как межрегиональных, так и пригородных и городских.

Требования пассажиров, развитие технологий и научно-технический прогресс также задают тенденции в области производства и совершенствования подвижного состава. Производители работают над улучшением не только технических характеристик, но и интерьерной и мультимедийной составляющих, в результате перевозчики могут предложить пассажиру не просто транспортную услугу, а полноценный сервис, отвечающий его ожиданиям в полной мере. "Теперь уже никого не удивить наличием детских игровых отсеков, семейных купе, "тихих" купе, отсеков для перевозки велосипедов, – говорит заместитель генерального директора, операционный директор компании "Аэроэкспресс" Михаил Ковальский. – С учетом специфики перевозок авиапассажиров для нас, например, обязательным требованием к подвижному составу является наличие стеллажей для багажа, мягких кресел, туалетных комплексов, необходимых элементов безбарьерной среды для пассажиров с ограниченными физическими возможностями, розеток".

Кроме этого, сегодня важнейшим фактором является скорость, которую может развивать поезд. В связи с этим ведется постоянная работа над снижением веса состава (в том числе применяются новые материалы) и внедряются цифровые технологии. Автоматика обеспечивает стабильное движение поезда на высоких скоростях, системы контроля предупреждают и не допускают развития аварийных ситуаций.

 

С европейским комфортом

В качестве примера прогрессивного подвижного состава, эксплуатируемого сегодня в России, можно привести двухэтажные электропоезда серии ЭШ2 (Stadler KISS RUS), произведенные швейцарской компанией Stadler Rail AG специально для компании "Аэроэкспресс". Это поезда нового поколения с микропроцессорной системой управления, приводом с асинхронными тяговыми электродвигателями, вагонами, изготовленными из легкого и прочного алюминиевого сплава. Поезда оборудованы новейшими системами обеспечения климата в салонах: необходимое количество свежего воздуха поддерживается автоматически, при этом пассажир не ощущает сквозняков. Множество систем и невидимых глазу деталей способствуют безопасности движения, плавности хода и мягкости освещения, а интерьерные решения и шумоизоляция салона – комфортному нахождению пассажира в вагоне. Это первые и на данный момент единственные в России двухэтажные электропоезда качественно нового уровня.

Двухуровневый состав – это необходимость для современных городов с плотным трафиком. "Пассажиропоток увеличивался, а длина платформ не позволяла более увеличивать поезд в длину, – объясняет Михаил Ковальский решение приобрести двухэтажные составы. – В таком поезде, состоящем из шести вагонов, имеется 700 мест для сидения: 84 места в вагоне бизнес-класса, от 92 до 152 мест в вагоне стандартного класса в зависимости от типа вагона. В одноэтажном же поезде максимальное количество мест в одном вагоне – 103". Таким образом, один состав, состоящий из меньшего количества вагонов, позволяет перевозить больше пассажиров, чем одноэтажные поезда предыдущего поколения. "Двухэтажные поезда серии ЭШ2 были изготовлены по специальному техническому заданию "Аэроэкспресса" с учетом нашего опыта перевозок в аэропорты, – говорит Михаил Ковальский. – Для нас важно обеспечить для пассажиров, направляющихся в аэропорт, высокий уровень комфорта и качество сервиса на протяжении всей поездки. "Аэроэкспресс" эксплуатирует 11 двухэтажных швейцарских поездов в шестивагонном и четырехвагонном исполнении. Большая часть этих составов с недавнего времени курсирует в аэропорт Шереметьево, это необходимо с учетом роста пассажиропотока.

 

По-нашему

Рельсовый транспорт столицы недавно дополнился Московскими центральными диаметрами (МЦД), которые объединяют формат метро и пригородных электричек, фактически это аналог наземного метро. Для задачи, которая возложена на эти линии, был построен специальный подвижной состав – электропоезд "Иволга" компании "Трансмашхолдинг".

"Иволга" – один из самых современных поездов, которому нет аналогов среди городского и пригородного транспорта в российских регионах, – говорит председатель Общероссийского общества пассажиров Илья Зотов. – Он создан специально для сообщения внутри городской агломерации, в нем учтены самые различные запросы пассажирского сообщества, в том числе велосипедистов, молодых родителей, маломобильных групп граждан. Для каждой категории созданы условия для комфортного проезда". "Иволги" оборудованы розетками, сетью Wi-Fi, багажными полками, местами для размещения колясок, креплениями для велосипедов. А вот тамбуров нет: от головы до хвоста поезда можно пройти, ни встретившись ни с одной перегородкой, что позволяет пассажирам беспрепятственно перемещаться по всему составу.

Еще один пример современного подвижного состава в России – семейство многофункциональных пассажирских электропоездов с общим названием "Ласточка", разработанное ООО "Уральские локомотивы" (совместное предприятие Siemens AG и группы "Синара"). Эти поезда курсируют на Московским центральном кольце, работают на межрегиональных маршрутах, а с недавнего времени также перевозят пассажиров "Аэроэкспресса" между Киевским вокзалом и аэропортом Внуково. "Безотказная эксплуатация при любых климатических условиях и значительных перепадах температур, плавность хода, отсутствие шума, – перечисляет преимущества этих составов директор проектов компании "Сименс Мобильность" Гарегин Мартиросян. – За время эксплуатации "Ласточек" были внедрены нововведения – семи – и десятивагонные составы, выпуск поездов повышенной комфортности для межрегионального сообщения, поездов двойного питания для переменного и постоянного тока".

По словам первого заместителя генерального директора предприятия "Уральские локомотивы" Виталия Брексона, возможность варьировать количество вагонов в "Ласточках" до 7-12 единиц появилась благодаря внедрению отечественной микропроцессорной системы управления и диагностики, разработанной с участием специалистов "Уральских локомотивов". "Эта система контролирует, например, управление тормозами и дверьми, системы микроклимата и информирования пассажиров, – говорит Виталий Брексон. – С ее помощью скоростные электропоезда "Ласточка" испытывались в качестве опытного объекта для внедрения систем, связанных с ограничением участия человека в управлении поездом". Другим перспективным направлением, по словам Гарегина Мартиросяна, станет создание двухэтажных составов.

 

С интеллектом

Поезда продолжают совершенствоваться. "Основные перемены, которые ожидают рельсовый электротранспорт – это движение без контактной подвески; использование беспилотных поездов, что значительно сократит расходы транспортных компаний; внедрение мобильных приложений, которые позволили бы совместное использование автомобилей с общественным транспортом", – говорит директор Центра экономика транспорта Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Татьяна Кулакова. Для регулярной проверки подвижного состава компаниям будет необходимо внедрять видеоаналитику, а также использовать машинное обучение и искусственный интеллект для оптимизации планирования маршрутов и предоставления персонализированных услуг пассажирам.

 

Паньков Владимир

Версия для печати
screenRenderTime=1