СМИ об РЖД

Путин допустил в перспективе развитие "восточного полигона" железнодорожной сети за счет ФНБ

Президент РФ Владимир Путин допускает в перспективе финансирование проекта по развитию Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ).

"Мы видим изменения на рынке угля в Европе. Нам нужно обеспечить развитие восточного полигона, и мы тоже – в том числе, возможно, и из ФНБ – будем это делать", – заявил глава государства на пресс-конференции в четверг.

"Я знаю, что горняки и сейчас высказывают опасения по поводу того, что там "узкое горлышко" создано. Но если бы своевременно не были вложены те деньги, которые уже вложены в расшивку БАМа и Транссиба, было бы здесь по-настоящему плохо", – отметил он.

Первый этап проекта по развитию железнодорожных магистралей на востоке страны призван увеличить вывоз грузов – в основном каменного угля и металлических руд – с основных месторождений в регионах прохождения (к 2020 г. на 66,8 млн тонн по сравнению с уровнем 2012 г., до 124,9 млн тонн, к 2018 г. пропускные способности выросли до 93,2 млн тонн).

Первоначально стоимость программы оценивалась в 562,4 млрд руб., из которых 302 млрд руб. должны были выделить РЖД, 110 млрд руб. – поступить из федерального бюджета в виде взносов в уставный капитал компании и еще 150 млрд руб. (тремя равными траншами) – из Фонда национального благосостояния в обмен на "префы". Однако ее реализация затянулась, в том числе из-за задержек в выделении средств ФНБ, по которым монополия столкнулась с некоторыми бюрократическими тонкостями.

В 2017 г. проект был актуализирован. Окончание реализации было сдвинуто на 2020 г. Теперь объем инвестиций составляет 520,5 млрд руб., причем бюджетное финансирование сокращено до 21,5 млрд руб.: фактически оно замещено средствами самих РЖД (размер затрат вырос до 349 млрд руб.). Объем средств ФНБ остался тем же – 150 млрд руб. (они поступают в капитал компании через выкуп привилегированных акций перевозчика), но график их выделения изменился.

К настоящему времени монополия получила только два транша: первый – в размере 50 млрд руб., а вместо второго такого же компании поступили 20 млрд руб. В 2019 г. было принято решение о выделении еще 40 млрд руб., однако в правительстве обсуждается идея выделить в текущем году "Российским железным дорогам" из ФНБ лишь 19,5 млрд руб., писал РБК (размещение соответствующей допэмиссии завершилось в начале декабря). Поступление остальной части средств из 40 млрд руб. ожидается в 2020 г.

Кроме того, "Российские железные дороги" готовятся ко II этапу модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей – за счет собственных средств. По итогам его реализации пропускная способность линий в 2024 г. должна достичь порядка 180 млн тонн в соответствии с "майским" президентским указом. Общий объем инвестиций РЖД во II этап проекта оценивается в 696,6 млрд руб.

Версия для печати
screenRenderTime=1