СМИ об РЖД

01.02.2019Газета "Волжская магистраль" (Горьковская железная дорога)

Отпуская в путь с легким сердцем

"Дзинь-дзинь" – контрольный молоточек стучит по металлу обода колеса. Александр Храмов, осмотрщик-ремонтник вагонов эксплуатационного вагонного депо Горький-Сортировочный, одобрительно кивает головой. Хороший, звонкий звук. Значит, трещин нет.

 

Железные коробки

Его день начинается по обыкновению с планерки. Причины схода, травмы, любые недочеты в работе осмотрщиков на железных дорогах обсуждаются каждое утро, чтобы не допускать подобного в будущем. В 8.00, получив от оператора назначение на путь, бригада расходится по своим местам. Четверо из шести, в числе которых и Храмов, – автоматчики, специализирующиеся на сокращенном опробовании тормозов. Они проверяют целостность соединительных рукавов и отпуск тормозов у каждого вагона. Если где-то утечка – устраняют, при необходимости регулируют тормозную рычажную передачу. Не вышел шток тормозного цилиндра, и колодки не смогли прижаться к поверхности катания колес – тревожный знак. Тормоза нерабочие – нужно искать причину. Конечно, автоматчики занимаются и осмотром вагонов на наличие общих дефектов. Все зависит от ежедневного распределения по паркам. Объем работы у Александра Храмова внушительный. За 12 часов приходится проверять по 10 и 15 поездов. Выходит где-то 150 вагонов в смену.

– Ого! – удивляется подсчетам и сам осмотр-щик. – Работаем посменно, день-ночь. Дождь, снег, мороз или жара – это все наше! Тяжело? А где сейчас легко? Главное, нравится. Когда только устроился, было немного неуютно, что весь день на улице. Но со временем к этому привыкаешь. Сегодня железную дорогу ни на что не променяю.

В поселке Ильиногорск, где живет Александр Храмов, магистраль рядом. Спешащие друг за другом вагоны всегда казались не более чем железными коробками. Тогда он, как простой обыватель, представлял себе работу осмотрщика так – ходить и весь день стучать по колесам. Однако все оказалось намного интереснее. Столько секретов и нюансов, которые любопытно открывать для себя день за днем.

– Вот видите вагон? Что можете о нем сказать? – задает мне риторический вопрос Александр Храмов. – Просто железка. Четыре колеса, кузов – все. Но за счет чего он движется, тормозит, какие размеры у тех или иных деталей? Интересно? Только через три года я начал что-то понимать про обустройство вагона, про организацию движения. Одно узнавал из книг, другое спрашивал у опытных инструкторов, мастеров.

12 лет Александр Храмов постигает профессиональные тонкости и повышает свой уровень компетенций. Новый тип тележек, буксы, колеса, модифицированные вагоны – процесс познания бесконечный. Так считает железнодорожник.

 

Настоящая находка

– Дырявые сапоги? – изумлялся осмотрщик, разглядывая спецобувь на одном из коллег.

"Ну и пусть срок службы еще не вышел, нужно срочно сообщить в профсоюз!" – тут же решал не привыкший оставаться в стороне Храмов.

Стать профгрупоргом и уполномоченным по охране труда – не его решение, а выбор коллектива. Активную жизненную позицию не скроешь от окружающих. Поручили – нужно оправдывать доверие. И уже шесть лет подряд Александр Храмов успешно справляется с возложенными на него обязанностями. К дополнительной общественной нагрузке Храмов давно привык. Теперь внимание к каждой детали, будь то освещение в парке прибытия, грязные сигнальные жилеты на работниках или организация праздничных мероприятий, кажется еще одним пунктом в должностной инструкции.

– Такой уж я человек: если что-то делаю, то делаю ответственно. Не могу спокойно сидеть, если вижу несправедливость, проблему, требующую вмешательства, – признается он.

Такая дотошность Храмову присуща и при выполнении прямых обязанностей.

– Александр отзывчивый, никогда не откажет, в любом вопросе постарается помочь, – описывает характер своего коллеги старший осмотрщик вагонов ВЧДэ-3 Егор Шкапин. – Новичкам идет навстречу, подскажет, наставит. Считаю его отличным работником. Не зря его фамилия почти всегда в списке выдачи годовой премии за обеспечение безаварийной работы. Это заслуженно.

С нескрываемой симпатией отзывается о нашем герое и профком ВЧДэ-3 Лилия Требухова:

– У него не только хорошие производственные показатели. Он активный член профсоюза, человек с золотыми руками. Если чайник сломался – не выбрасываем, а просим Александра помочь. Саша может и починить микроволновку, и смастерить из двух неисправных электроприборов один. Настоящая находка для депо!

 

Никогда не лениться

Метет метель, разбиваясь в пыль о металлические бока вагонов, и заставляет человека в желтухе ежиться. Румянец на щеках от холодного ветра придает ему благодушный вид. Александр Храмов улыбается. Здесь, рядом с бесконечными линиями путей, громадными машинами, он чувствует себя как рыба в воде. Еще издали завидев приближающийся поезд, Храмов преображается, напряженные взгляд и слух устремлены на вагоны. Стук, дребезжание, галопирование подвижной единицы – все это сигналы о какой-либо неисправности или дефекте. Только за время хода поезда внимательный работник успевает осмотреть состав на 70%. К примеру, стучит колесо – это может быть неравномерный прокат, или ползун, или навар. Потому вагон нужно тщательно проверить. Если подвеска разбита, значит, на колесе дефекты, а провисание автосцепки заметно невооруженным глазом.

– Наша задача, чтобы состав добрался от точки А до точки Б без поломок, схода или крушения, – рассуждает Александр Храмов. – Видов дефектов – великое множество, и мы должны знать, как их выявить. Самые опасные – излом боковой рамы и диска колеса. Такие дефекты могут привести к страшным последствиям. Чувствуешь на себе большую ответственность.

Новичкам опытный осмотрщик любит повторять главный принцип, которым сам руководствуется в работе: никогда не лениться. Осмотренный состав уходит с локомотивом на тысячи километров, встречая на своем пути другие поезда. Даже маленькая ошибка может превратиться в итоге в большую беду.

 

Фото: Алена Зудина

Алёна Зудина


Адрес страницы в сети Интернет:  http://press.rzd.ruhttp://press.rzd.ru/smi/public/ru?STRUCTURE_ID=2&layer_id=5051&refererLayerId=5050&id=306409&print=1

screenRenderTime=1