СМИ об РЖД

"Мы обсуждаем тему черных списков пассажиров"

Железнодорожники обсуждают введение черных списков пассажиров.

Гендиректор ФПК Петр Иванов – о том, как приструнить хулиганов и почему боковушки в июле вдвое дороже, чем в мае.

Федеральная пассажирская компания (ФПК) подписала рекордный контракт на 3,7 тыс. новых вагонов с душевыми, холодильниками и микроволновками. В перспективе в поездах могут появиться купе-спортзалы. О том, как это повлияет на цены, какие еще новые сервисы готовит компания, а также нужны ли на железных дорогах черные списки пассажиров, в интервью "Известиям" на форуме в Петербурге рассказал генеральный директор ФПК Петр Иванов.

– На прошлой неделе активно обсуждалась тема повышения цен на билеты в плацкартных вагонах. Есть ли подорожание на самом деле?

– На самом деле, конечно, нет. Тарифы в плацкартных и общих вагонах регулируются ФАС раз в год. Общее повышение по сравнению с 2018-м составило всего 3,9%, это ниже уровня инфляции. Есть сезонные колебания цены на плацкартные вагоны: если, например, в межсезонье билеты можно купить с 15%-ной скидкой от базового тарифа, в пик сезона, который начинается 15-16 июня и длится до конца августа, применяется коэффициент 1,2. Но никакого двукратного повышения, естественно, нет.

В оценке (Общероссийского объединения пассажиров) могла быть неправильная база для сравнения. Например, можно взять обычный пассажирский поезд и скорый фирменный. В фирменных поездах применяется коэффициент 1,5, и поэтому нефирменный будет от него отличаться по стоимости на 50%. Либо второй вариант: можно было взять, к примеру, акционный тариф. У нас в межсезонье проводится акция – например, верхняя боковая полка в плацкартном вагоне может продаваться с 50%-ной скидкой. Если взять верхнюю боковую полку в мае и такую же в июле, получится, что она в два раза дороже. Но на самом деле это скидка, которую применяет ФПК, она не учитывается при расчете коэффициентов экономически обоснованного уровня тарифов, и пассажиры об этом знают.

Я думаю, в этой ситуации возникло какое-то недопонимание. Мы встречались на днях с общественными организациями, обсудили эти вопросы, дали еще раз дополнительные разъяснения, попросили их, в свою очередь, в случае поступления обращений давать такие же разъяснения. Также мы связались с Федеральной антимонопольной службой, представили по ее запросу все необходимые документы, которые подтверждают: мы выше предельного уровня тарифа, установленного ФАС, билеты на плацкарт не продаем.

– В обществе активно обсуждалось внедрение черных списков пассажиров поездов по аналогии с теми, которые сегодня есть у авиакомпаний. На какой стадии сейчас вопрос?

– Мы обсуждали эту тему на разных площадках. Действительно, в авиации уже с 2014 года действуют черные списки, и этот опыт, безусловно, положительный, подтвердил: количество правонарушений, хулиганских действий, распития спиртных напитков на борту самолета существенно сократилось. Мы продолжаем обсуждение этого вопроса, видим реакцию общественности на ситуацию и понимаем, что ни одно правонарушение, хулиганское действие, которое мешает покою и комфорту других пассажиров, не должно оставаться безнаказанным. В своей работе в первую очередь ориентируемся на мнение наших пассажиров. И если они не хотят ездить в поездах с дебоширами и алкоголиками, мы будем делать все, чтобы этого не случилось.

– Помимо черных списков какие меры еще возможны?

– Повышение уровня административной ответственности вполне могло бы помочь. Об этом тоже можно говорить, и я знаю, что эта тема обсуждается на различных площадках. Какой вариант в итоге будет принят законодателями, покажет время.

ФПК закупает новый подвижной состав, в том числе купейные и плацкартные вагоны с микроволновками, душевыми кабинами, холодильниками. Отразится ли это на стоимости проезда в таких вагонах?

Важный вопрос, это опять подтверждение того, что мы не берем все из воздуха. Это то, что просят нас сделать пассажиры. Они писали: "Как же так, вы нас на юг везете, а даже помыться негде?" У нас сейчас во всех новых вагонах предусмотрена душевая кабина и возможность воспользоваться ею бесплатно.

Мы подписали с Тверским вагоностроительным заводом контракт на закупку таких вагонов. Это произошло впервые в истории российских железных дорог и отечественного машиностроения. Подписан долгосрочный контракт на семь лет – на 3731 вагон. Это практически замена с учетом капитального восстановительного ремонта до 2025 года, около 30% нашего парка. Мы рассчитываем, что средний возраст вагонов с 19 лет снизится до 14, то есть будет существенное омоложение парка. В этих вагонах предусмотрены душевые кабины, сейфы, покупейное регулирование температуры, специальные удобные затемняющие шторки на окнах, микроволновки и вендинговые аппараты – в общем все то, о чем просили пассажиры, и то, что сделает их поездку более комфортной.

– Это хорошо. Но все-таки на стоимость поездки такой сервис как повлияет?

– В долгосрочной программе развития "Российских железных дорог" мы заложили коэффициенты повышения тарифов на уровне "инфляция минус". Это тот принцип, который поддерживается Минэкономразвития, ФАС и который обсуждался в правительстве РФ. "Инфляция минус" – это тот подход, который применяется сегодня при индексации тарифа. Мы выдерживаем его в таких параметрах, и вся наша экономическая модель нацелена именно на это.

С середины апреля компания продает невозвратные билеты в нерегулируемом сегменте – это купе и люкс. Пользуются ли они спросом?

Да. Это опыт, который уже использовался в других отраслях. С 1 января законодательство позволяет нам продавать невозвратные билеты, и вот уже с 18 апреля пассажиры начали осуществлять первые поездки по этим документам. С начала года мы продали 29 тыс. таких билетов. Всего в невозвратном сегменте мы используем около 10% емкости от соответствующего подвижного состава, задействовано девять маршрутов. Будем расширять сеть, так как предложение пользуется спросом и летний период это отчетливо показывает. Пассажир, если уверен в датах поездки, на таких билетах может сэкономить до 20%. На каких направлениях планируете расширить эту услугу?

Мы сейчас анализируем спрос. Это будут в первую очередь те направления, которые наиболее востребованы у пассажиров.

– ФПК планировала протестировать аромадизайн вагонов на одном из своих направлений. Выбрано ли это направление?

Да, это направление выбрано.

С 3 июня мы применяем эту практику в поезде "Невский экспресс". Женская часть нашего коллектива изучала опыт других стран и отраслей и подбирала запахи вместе со специалистами. А в течение месяца у нас поедут поезда, где будут разные запахи в санитарных комнатах и коридорах. Например, цитрусовые.

– А вагоны-спортзалы не хотите ввести?

– Хотим. У нас есть совместный проект с Тверским вагоностроительным заводом, они конструируют такие вагоны. В первую очередь они должны быть, конечно, безопасными. Но это, скорее всего, будет не спортивный вагон, а, например, спортивное купе или объединенные два купе. Ну какая-то возможность для того, чтобы пассажир мог в дороге немножко размяться. Мы думаем об этом и обязательно отдельно объявим.

 

 

Цырулева Ирина

Версия для печати
screenRenderTime=1