СМИ об РЖД

26.02.2019Газета "Куйбышевский железнодорожник" (Куйбышевская железная дорога)

Энергия движения

На Куйбышевской магистрали обсудили возможности повышения эффективности энергетического комплекса.

Необходимость актуализации данного направления обусловлена проводимой на Куйбышевской железной дороге работе по развитию тяжеловесного движения. Проработанные в региональных дирекциях и исследованные научным сообществом возможные варианты развития железнодорожных перевозок и направления, где требуется обновление устройств электроснабжения, обсуждались в рамках технико-технологического совета Куйбышевской дороги.

Учитывая важность организации ритмичного пропуска транзитного вагонопотока, а также поездов собственного формирования в южные порты, на дороге активно применяется такой инструмент полигонных технологий как унификация массы поезда. Результат проводимой работы позволил установить на протяжении всего главного хода полигона Челябинск – Пенза, Челябинск – Рыбное унифицированную весовую норму 6300 тонн.

Сейчас для пропуска поездов повышенной массы с уменьшенными межпоездными интервалами в работу дополнительно включают резервные преобразовательные агрегаты на 20-ти тяговых подстанциях. На участках Кропачево – Шакша, Чишмы – Абдулино, Абдулино – Кротовка, Кротовка – Кряж, Кряж – Октябрьск межпоездной интервал при пропуске поездов массой 7100 тонн снижен с 18-ти до 10-ти минут. При таком увеличении весовых норм поездов и уменьшении межпоездных интервалов система тягового электроснабжения работает в "жестком" режиме, что подтверждается увеличением количества отключений фидеров контактной сети. Как констатировали на техсовете, повышенные нагрузки приводят к пиковым перегрузкам оборудования, уменьшению его ресурса и снижению надежности в целом системы тягового электроснабжения.

Для продолжения работы по развитию тяжеловесного движения приходится учитывать ряд факторов. В первую очередь то обстоятельство, что электрификация основных направлений Куйбышевской магистрали проводилась после 1956 года по проектам, разработанным под существующие на тот момент потребности грузопотока – поезда массой 4500 тонн.

На фоне старения устройств и недостаточности пропускных способностей по условиям электроснабжения уже сегодня в условиях роста объемов перевозок и развития тяжеловесного движения с локомотивами нового поколения 2ЭС6 и 2ЭС10 с массой поезда 7100 тонн и более дорога испытывает острую потребность в модернизации тягового электроснабжения. На основании данных, полученных в программном комплексе для расчета системы тягового электроснабжения (КОРТЭС), на дороге определено 28 "барьерных" мест. Однако в сложившихся условиях Куйбышевская рискует сама стать "барьером" на полигоне от Челябинска до Рыбного.

Дело в том, что существующие темпы и объемы капитального ремонта и реконструкции устройств электроснабжения пока не в полной мере удовлетворяют требованиям по обеспечению растущего объема железнодорожных перевозок. Причина – физическое старение основных фондов, где быстрыми темпами увеличивается доля средств со сроком службы более нормативного. Так, за 7 лет степень износа возросла с 39,3% до 54,4%, то есть практически на 15%.

Важно отметить, что с учетом сложившейся ситуации объем инвестиций на обновление основных фондов хозяйства электроснабжения в прошлом году по сравнению с 2017 годом увеличился на 66% и составил почти 1 млрд руб. Аналогичные объемы вложений запланированы к освоению по инвестиционной программе и в этом году.

В целях повышения провозной и пропускающей способности дороги просчитываются и прорабатываются варианты повышения эффективности систем электроснабжения.

Один из них связан с реконструкцией действующих устройств электроснабжения. Проведение работ предполагает три этапа, каждый из которых содержит мероприятия по техническому перевооружению контактной сети, существующих тяговых подстанций, а также строительству новых тяговых подстанций.

К примеру, уже после завершения первого этапа станет возможным обеспечить движение поездов по участку Кинель – Безенчук (Южный обход) массой 6300 тонн, а по участку Кропачево – Пенза 7100 тонн с 10-минутными интервалами движения.

В качестве альтернативы прорабатывается вариант перевода полигона дороги на переменный род тока, что позволит снизить эксплуатационные расходы на обслуживание одного км электрифицированного пути на 15%. Предполагается, что в случае перехода на переменный род тока от Кропачево до Пензы вдвое сократится количество тяговых подстанций, постов секционирования, а также будут полностью выведены из эксплуатации пункты параллельного соединения. Помимо этого существенно изменится технологический процесс обслуживания и ремонта, увеличатся межремонтные сроки устройств электроснабжения с одновременным снижением эксплуатационных расходов на 14,5%, а условные потери уменьшатся с 18% до 8%.

Однако данный вариант осложнит реализацию среднесрочных и долгосрочных программ обновления других хозяйств. К примеру, в локомотивном комплексе до 2025 года ожидается полная замена парка ВЛ10 всех индексов на электровозы серии 2ЭС6. На заводе-изготовителе процесс производства машин и поставки на дороги также расписан на несколько лет вперед. Задействовать машины других серий на Куйбышевской считают нецелесообразным либо из-за слишком высокой их стоимости, либо ввиду отсутствия возможности, к примеру, у локомотивов серии ВЛ80 всех модификаций, обеспечить востребованные на полигоне весовые нормы.

В случае перехода на переменный род тока серьезные финансовые вложения потребуются и пассажирскому комплексу как для масштабной замены парка моторвагонного подвижного состава, так и для обеспечения работоспособности систем освещения пассажирских платформ. Еще одним аспектом станут подготовка и переподготовка персонала.

 

Фото: Петр Гридин

Александр Северов

Версия для печати
screenRenderTime=1