СМИ об РЖД

25.12.2018Газета "Московский железнодорожник" (Московская железная дорога)

Контроль – дело общее

20 декабря прошел слет общественных инспекторов по безопасности движения на Московской железной дороге. Основная задача собравшихся в большом зале ЦДКЖ – подвести итоги деятельности за год и определить задачи на 2019-й. Особенно это важно в преддверии предстоящего весной следующего года общесетевого слета общественных инспекторов.

В работе форума приняли участие первый заместитель начальника Московской железной дороги Александр Шинкарев, председатель дорпрофжела на МЖД Николай Синицын, заместитель начальника МЖД – главный ревизор по безопасности движения поездов Юрий Овсянников, заместитель председателя Роспрофжела – руководитель технической инспекции труда Алексей Налетов.

Председатель дорпрофжела на МЖД Николай Синицын взял на себя роль модератора. С самого начала он призвал участников активно обсуждать актуальные темы, не скрывать имеющихся недостатков, предлагать идеи по совершенствованию деятельности добровольных помощников ревизоров. Забегая вперед, отмечу, что, по мнению председателя дорпрофжела, высказанному им по окончании мероприятия, участники слета с этой задачей справились. Подчеркнул Николай Синицын и то, что дорожная профсоюзная организация никогда не оставит общественного инспектора без поддержки. Николай Фомич также с удовлетворением отметил, что среди тех, кто допустил в 2018 году нарушения, не было ни одного общественного инспектора по безопасности движения.

С докладом, посвященным организации работы общественных инспекторов по безопасности движения поездов, целям и задачам по ее улучшению, выступил заместитель председателя дорпрофжела на МЖД Сергей Водянов.

Он напомнил, что содействие функциональным структурам в обеспечении безопасности движения на железнодорожном транспорте, организация общественного контроля ее обеспечения являются важным направлением в деятельности профсоюза. На МЖД был создан комитет по безопасности движения поездов. Аналогичные комитеты (советы) созданы и во всех регионах дороги. В ходе рассмотрения на их заседаниях случаев нарушений безопасности движения было установлено, что игнорирование со стороны руководителей среднего звена и рабочего персонала технологических принципов перевозочного процесса приводит к тяжелым последствиям. В числе таких нарушений – работа в неполном составе, что не позволяет своевременно и качественно выполнить задание; недостаточное обеспечение работников механизированным инструментом; необоснованное расширение фронта работ; неограждение места работ; невыделение необходимого количества сигналистов и другие.

Представители дорожных и территориальных организаций профсоюза, ППО и общественные инспекторы принимают активное участие в комиссионных осмотрах, и это дает положительные результаты.

Общественные инспекторы по безопасности движения, которых на МЖД насчитывается 549 человек, за 10 месяцев текущего года провели более 9 тыс. проверок, выявили более 17 тыс. нарушений правил технической эксплуатации железных дорог, нормативно-технических требований по содержанию инфраструктуры, содержания подвижного состава. Инспекторы дали 235 предложений по улучшению состояния в сфере безопасности движения поездов, из них 96 внедрено, ими применено 148 запретных мер.

Наиболее активные общественные инспекторы действуют в Московско-Курском, Московско-Рязанском, Смоленском регионах.

Сегодня все общественные инспекторы обеспечены личными удостоверениями, нагрудными знаками и рабочими блокнотами. Правда, существуют проблемы с обеспечением их корпоративной мобильной связью. В регионах МЖД для представителей общественного контроля проводятся совещания, организуемые профсоюзом совместно с ревизорским аппаратом. На очереди – разработка единой программы их обучения, в том числе и по смежным специальностям.

Сергей Водянов отметил, что в состав советов общественных инспекторов по безопасности движения включены руководители ревизорского аппарата соответствующих уровней. Но многие его сотрудники в связи с огромной занятостью не всегда привлекаются к работе с общественными инспекторами.

– Решение по данному вопросу может быть разным, – заявил Сергей Водянов. – Одним из вариантов является подготовка и издание руководящего документа или инструкции по взаимодействию работников ревизорского аппарата с председателями первичных профсоюзных организаций.

В числе тех, кто в 2018 году провел наибольшее количество результативных проверок и выявил больше всех несоответствий, были названы бригадир приемосдатчиков станции Брянск-Льговский Кристина Автюхова, избранная в состав президиума слета, машинист электровоза эксплуатационного локомотивного депо Москва-Сортировочная-Рязанская Александр Рябчиков, машинист электропоезда Московской дирекции скоростного сообщения Роман Халюкин, электромеханик Московско-Рижской дистанции СЦБ Сергей Савинков, машинист электропоезда моторвагонного депо Лобня Сергей Лымарь, старший осмотрщик-ремонтник вагонов вагонного депо Орехово-Зуево Валерий Лучкин, оператор дефектоскопной тележки Сасовской дистанции пути Владимир Салынов, дежурный по железнодорожной станции Брянск-Орловский Андрей Ермоленко и другие. 27 ноября все они принимали участие в работе "круглых столов", состоявшихся в ходе проведения финального тура викторины на знание ПТЭ. Опытом работы поделился Герой Социалистического Труда, бывший машинист локомотивного депо Москва-Сортировочная Юрий Чумаченко. Выступил на слете и ревизор по безопасности движения поездов Дмитрий Ульянкин. По его мнению, каждый общественный инспектор должен чувствовать, что его деятельность на этом поприще нужна и по достоинству оценивается, что он не одинок, а является частью единой системы. Это очень важно, как считает Дмитрий Ульянкин, для дальнейшего развития института общественного контроля. Уже сейчас инспекторы показывают неплохие результаты. В условиях, когда все больше предприятий будет получать корпоративные сертификаты, роль внешнего аудита станет постепенно ослабевать, поскольку интервалы между проверками будут увеличиваться. При этом будет возрастать роль так называемого внутреннего аудита, коим со временем должен стать общественный контроль.

Далее в выступлении Сергея Водянова было отмечено, что иногда деятельность общественных инспекторов входит в противоречие с интересами руководителей структурных подразделений. Профсоюзному активу всех уровней при возникновении конфликтных ситуаций необходимо принимать меры по защите прав общественников, а руководителям подразделений – лично контролировать работу инспекторов и привлекать их к различным проверкам и осмотрам.

У профсоюза неизменная позиция по вопросам обеспечения безопасности движения, которые следует рассматривать в комплексе, работы должны выполняться строго в соответствии с действующими правилами и технологическими процессами при безусловном обеспечении безопасных условий труда. Работник имеет право и должен отказаться от выполнения работы при необеспечении безопасных условий труда, нарушениях технологических процессов, и в этом первым помощником ему должен стать общественный инспектор. Было принято решение о ежегодном проведении на дороге викторин на знание правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Финальный тур, как уже было сказано выше, состоялся 27 ноября.

В Год улучшения условий труда и производственного быта дорпрофжел разработал и выпустил новый информационный продукт – сайт "Нарушений.NET", который сделает работу общественных инспекторов по безопасности движения прозрачной, а также позволит наглядно отслеживать выполнение мероприятий по обеспечению безопасности движения поездов и улучшению условий труда.

С большим вниманием участники слета восприняли выступление заместителя председателя Роспрофжела Алексея Налетова. Он ответил на вопросы, прозвучавшие в выступлениях делегатов. Один из них касался проезда общественных инспекторов в кабинах локомотивов.

– Существуют нормативные документы, дающие право на это, – отметил Алексей Налетов. – Единственное требование – в кабине не должно скапливаться, помимо членов локомотивной бригады, несколько человек.

В ходе выступлений были высказаны пожелания, касающиеся спецодежды. По словам Алексея Налетова, уже утверждена новая коллекция, которая будет поступать потребителям начиная с марта. Наконец-то станет ежегодно индексироваться стоимость горячего питания в период проведения путейских "окон". Не полностью пока решена проблема обеспечения путевого комплекса средствами малой механизации. В работе – проект премирования уполномоченных по охране труда.

Юрий Овсянников начал выступление с напоминания о том, что такое культура безопасности движения. Он привел примеры того, как нарушение ее базовых положений приводит к событиям различной тяжести. Заместитель начальника МЖД – главный ревизор по безопасности движения заявил, что поддерживает ряд предложений, высказанных в ходе "круглых столов" и на слете, в частности, касающихся подготовки общественников. Затем он обратился к общественным инспекторам по безопасности движения с призывом активнее участвовать в деятельности "Портала безопасности".

Планируется, что в апреле будущего года пройдет очередной слет общественных инспекторов по безопасности движения России. Разговор, состоявшийся 20 декабря, показал, что общественный контроль на столичной магистрали вышел на хороший рабочий уровень. В заключение лучшим помощникам ревизоров вручены награды компании, Роспрофжела, МЖД и Дорпрофжела.

 

Главная роль у машинистов

Роман Халюкин, машинист Московской дирекции скоростного сообщения:

– В Московской дирекции скоростного сообщения именно машинистам отводится особая роль в обеспечении безопасности движения поездов. Сегодня в дирекции в рядах общественных инспекторов по безопасности движения насчитывается 14 человек. Это люди разных возрастов и с различным опытом работы.

В числе тех проблем, которые касаются безопасности движения поездов, а также здоровья и жизни пассажиров, – несанкционированный проход посторонних людей через железнодорожные пути. И это несмотря на то, что железнодорожный путь во многих местах имеет ограждение. Нарушители регулярно ломают сеточное препятствие и проделывают всевозможные лазы, тем самым подвергая опасности себя и создавая помехи безопасному пропуску поездов.

 

Можно сделать по-другому

Валерий Лучкин, старший осмотрщик-ремонтник вагонов эксплуатационного вагонного депо Орехово-Зуево:

– За 11 месяцев 2018 года общественные инспекторы эксплуатационного вагонного депо Орехово-Зуево провели 81 проверку, выявив 117 замечаний. Все они устранены. Сейчас не могу не обозначить вопрос освещенности в парках станций Орехово-Зуево и Александров. В парке "А" станции Орехово-Зуево уже приняты меры. А вот в парке "Б" станции Александров положительных сдвигов пока нет, что вызывает нарекания со стороны осмотрщиков-ремонтников.

Представители общественного контроля неоднократно предлагали создать автоматизированную систему управления "Общественный инспектор". Данный вопрос надо решить проще – создать группы общественных инспекторов подразделений в мобильных телефонах. С их помощью можно делиться информацией о проделанной работе.

 

Больше внимания нормативной базе

Александр Рябчиков, машинист эксплуатационного локомотивного депо Москва-Сортировочная-Рязанская:

– До сих пор нормативно-правовая база, регламентирующая взаимодействие руководителей и общественных инспекторов по безопасности движения, учитывает не все тонкости в этом направлении. Как следствие – отсутствие обратной связи. Я разработал проект регламента взаимодействия между председателем первички, руководителем предприятия и аппаратом ревизора по безопасности движения, определяющий механизм системного сотрудничества и максимального вовлечения руководителей подразделений в работу по обеспечению безопасности движения через призму общественного контроля.

Только работая сообща, личным примером обеспечивая культуру безопасности, мы сможем свести к минимуму количество транспортных происшествий и даже избежать их совсем.

 

Нашли нужный вариант

Владимир Салынов, оператор дефектоскопной тележки Сасовской дистанции пути:

– Исходя из численности работников, в Сасовской дистанции пути с самого начала было избрано 4 общественных инспектора по безопасности движения поездов. Развернутая длина пути 497 км с 14 железнодорожными станциями. Сразу возник вопрос, как малым числом людей охватить такой полигон. Приняли решение отдать предпочтение работникам участка диагностики. Именно они ежемесячно выезжают на каждый линейный участок дистанции, имея возможность не только выявить неисправность, но и контролировать в следующем месяце ее устранение.

 

Фото: Вера Чубарова

 

Вера Чубарова

Версия для печати
screenRenderTime=1