СМИ об РЖД

Полным ходом: железная дорога встает на цифровые рельсы

Автоматизация движения поездов пока не видна невооруженным взглядом.

Беспилотные поезда могут запустить в России уже через два года. Конкурентоспособность железнодорожного транспорта, как и других отраслей экономики, сейчас зависит от внедрения новейших технологий. Беспилотные поезда – красивая футуристическая картинка, в действительности автоматизация начинается с незаметных для глаз обывателя мелочей. О том, что такое железнодорожная автоматика и какое место она занимает в модернизации железных дорог в России, читайте в материале "Известий".

 

ИТ на дороге

В мире "умных" технологий есть место такому явлению, как цифровая железная дорога. Оно состоит из комплекса соединенных между собой систем, которые управляют вокзалами, пассажирскими и грузовыми перевозками. Транспортная сфера не может позволить себе даже мелких сбоев, за которыми может последовать цепочка остановок – по принципу домино. Потому приоритет отдается отказоустойчивым интеллектуальным системам управления движения поездов, их база – системы железнодорожной телемеханики и связи.

Кратко этот комплекс устройств называют ЖАТ (от "железнодорожная автоматика и телемеханика"). Проще говоря, все они нужны для того, чтобы железная дорога работала как часы, без схождения поездов с рельсов и других неприятностей. К ним относят, в частности, сигнализацию (в случае с железной дорогой это намного более сложная система, нежели система защиты авто), комплекс централизации, через который идет управление стрелками и сигналами на станциях, а также блокировку – она автоматически следит за тем, чтобы каждый поезд находился на своем пути.

Модернизация российских железных дорог сейчас сосредоточена на замене релейного оборудования и микропроцессорных систем управления движения – от них сейчас в первую очередь зависит конкурентоспособность железнодорожных перевозок и, соответственно, объем инвестиций в них.

 

Выгодное вложение

Специфика проектирования железнодорожных объектов, оборудованных системами ЖАТ, – как раз в многообразии как релейных, так и микропроцессорных систем, объясняет гендиректор "Росжелдорпроекта" Алексей Тихонов. Одна из сфер деятельности компании – как раз разработка и внедрение систем железнодорожной автоматики и связи.

– Это системы интервального регулирования, системы диагностики, системы диспетчерской сигнализации, позволяющие управлять стрелками и сигналами из одного центра на неограниченном расстоянии, системы горочной централизации, – приводит примеры Тихонов. – Большое количество сложных систем требует работы инженеров-проектировщиков высочайшей квалификации.

Все это – "основа для обеспечения заданного уровня пропускной и провозной способности железных дорог", подчеркивает заместитель гендиректора "Группы компаний "1520" Павел Середа. Безопасность движения поездов, в свою очередь, обеспечивает безусловное выполнение графика движения и увеличение пропускной способности магистралей. Так, транспортная система может справляться с любыми объемами – отсюда очевидные бонусы с точки зрения экономики.

 

Полный цикл

Микропроцессорные системы управления движением действительно окупаются и дают максимальную отдачу от инвестиций, уверен Павел Середа. Тем более что заранее при внедрении систем ЖАТ проводится оценка их эффективности на конкретной станции и перегоне "с учетом их технической оснащенности, размеров движения, климатических условий и других параметров", поясняет заместитель гендиректора "Группы компаний "1520".

На базе компании производится весь спектр устройств ЖАТ – от "умных" светофоров до шлагбаумов. Причем российские специалисты занимаются и проектированием, и поставкой оборудования, и дальнейшим поддержанием его работы. Для обслуживания установленных систем ЖАТ в рамках группы компаний работают 15 сервисных центров.

– Кроме того, мы активно внедряем современные системы микропроцессорной централизации как в России, так и за ее пределами, – добавляет Павел Середа. – На базе наших предприятий уже создана дирекция по внедрению и сопровождению МПСУ ЖАТ, а также создается крупнейший в России инженерный центр ЖАТ.

Системы железнодорожной автоматики и связи отечественного производства используются не только в России. Например, компания "Элтеза" выиграла тендер по модернизации железных дорог в Монголии. Российские разработки также нашли применение в Узбекистане и странах Латинской Америки.

 

По высшему разряду

Но в первую очередь, конечно, они внедряются на российских железных дорогах. В рамках программы "Цифровая железная дорога" РЖД все строится в основном на них.

В РЖД есть профильное управление автоматики и телемеханики – оно выдает разрешение на применение тех или иных систем ЖАТ.

– Кроме того, схемные решения также утверждаются ОАО "РЖД", – подчеркивает гендиректор "Росжелдорпроекта" Алексей Тихонов. – На основании утвержденных типовых проектных решений осуществляется привязка к конкретному объекту проектирования: станциям, перегонам.

По словам Павла Середы, у РЖД предельно высокие требования к обеспечению безопасности – в Австрии, Германии и Швеции, например, они намного мягче. Современные системы ЖАТ способны им соответствовать, так как в них намеренно дублируются функции.

– В случае выхода из строя основного комплекта оборудования, система автоматически переходит на резервный комплект, – рассказал представитель "Группы компаний "1520".

Современные технологии, призванные создать цифровое железнодорожное полотно, защищены и от хакерских атак, добавил Павел Середа.

 

Галицкий Харитон

Версия для печати
screenRenderTime=1