СМИ об РЖД

Полвека непрерывного образования

Интервью с директором Института повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов Евгением Черняевым.

– Евгений Владимирович, каковы сегодня основные задачи института, отмечающего полувековой юбилей?

– Институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов (ИПКП) – структурное подразделение Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I ставит перед собой разноплановые задачи, объединенные основной целью – предоставление качественных образовательных услуг при реализации программ дополнительного профессионального образования.

Непрерывное образование сегодня актуально во всем мире, и хочется отметить, что мы в тренде уже 50 лет. Нашим основным партнером является ОАО "Российские железные дороги". С моей точки зрения, повышение квалификации специалистов отрасли с целью совершенствования или получения новой компетенции, необходимой для эффективной деятельности, или повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации – это и есть основа в развитии как специалистов, так и компании в целом. Лично я убежден в том, что максимальный эффект в повышении квалификации работников ОАО "РЖД" может быть достигнут исключительно в профильном образовательном учреждении, когда дополнительную профессиональную программу разрабатывает научно-педагогический сотрудник, зачастую имеющий опыт производственной деятельности, участвующий в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, являющийся автором нормативных документов, используемых в отрасли. К счастью, мы славимся такими специалистами.

– Как удается идти в ногу со временем?

– Как я уже говорил, мы плотно взаимодействуем с ОАО "РЖД" и в частности, с ОЖД. На ее участках проводится подконтрольная эксплуатация новых техники и технологий, авторами которых, в том числе, являются наши преподаватели. На основании этого опыта актуализируем содержательную часть образовательных программ с учетом требований Министерства науки и высшего образования, технического задания на разработку программы заказчика. Сегодня все чаще инициатива исходит именно от него, и мы идем навстречу в разработке и реализации программ, иногда даже в выборе преподавателей и специалистов, чтобы сделать курсы максимально полезными и интересными. Кроме этого, мы сегодня реализуем несколько авторских программ, созданных при участии и по инициативе заказчика.

– Какие нововведения появляются?

– В части организации образовательного процесса материалы для самостоятельной работы, основная и дополнительная литература теперь доступна слушателям на образовательной площадке "Электронная информационная образовательная среда ПГУПС". С 2019 года мы запускаем программы повышения квалификации, полностью реализуемые в форме стажировки, основная цель которых – совершенствование профессиональных компетенций, при этом для каждого из слушателей разрабатывается индивидуальный график. Оценка качества освоения программы формируется на основании как результатов практической деятельности, так и умения применять теоретические знания в профессиональной деятельности.

В части организации централизованной закупки образовательных услуг в текущем году ОАО "РЖД" организовала электронную площадку по формированию плана повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников. Это электронный ресурс, где размещаются образовательные программы с указанием компетенций (корпоративных и профессиональных), которые могут быть получены или усовершенствованы слушателями, сроков и стоимости образовательных услуг. Из числа реализуемых нашим институтом программ нами было предложено к реализации в 2019 году более 100, ориентированных исключительно по специфике железнодорожного транспорта, 92 из них уже одобрены в ОАО "РЖД". Интересно, что набирают популярность программы, значительная часть материала в которых осваивается слушателями с применением дистанционных образовательных технологий.

– Значит, будущее – за электронными технологиями?

– При реализации ряда программ – да. Электронные технологии в образовании – это уже настоящее. При этом есть программы, освоение которых возможно и необходимо реализовывать исключительно в контактной работе – они предполагают выполнение практических и лабораторных работ, тренингов, деловых игр, например, по направлениям "Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте", "Неразрушающие методы физического контроля". Есть целый пласт программ, ориентированных на руководителей и специалистов, включающий вопросы взаимодействия в коллективе, психологию и т.д. Одной из приоритетных задач, которую мы для себя определили, является создание открытых онлайн-курсов, обучение на которых не предполагает взимание платы.

– Повышают ли свою квалификацию преподаватели?

– Обязательно. Преподаватель – это главный носитель актуальной информации. Наши сотрудники в соответствии с требованиями Закона "Об образовании" в обязательном порядке повышают свою квалификацию по читаемым дисциплинам. Причем не только за счет актуализации теоретических знаний, но и в рамках практик и стажировок, в том числе зарубежных, в ходе выполнения научно-исследовательских работ. Например, запланирована стажировка преподавателей факультета "Транспортные и энергетические системы" на базе депо "Металлострой" Северо-Западной дирекции скоростного сообщения, целью которой является выполнение работ по изучению влияния аэродинамических характеристик высокоскоростного подвижного состава на объекты инфраструктуры, а также разработка предложений по снижению воздействий от материала балласта на кузов поезда "Сапсан".

– Насколько плотно взаимодействие с ОЖД?

– Октябрьская дорога, все дирекции Северо-Западного региона – это наши стратегические партнеры. Мы, можно сказать, образуем симбиоз в части организации непрерывного образования: техникум – университет – повышение квалификации и (или) переподготовка. Не зря транспортные вузы, некогда входившие в состав МПС, "привязывались" к дороге, чтобы всецело покрывать потребности производства в подготовке кадров, выполнять научно-исследовательские работы и внедрять их результаты на практике. Нашим неоспоримым преимуществом является зачастую доскональное знание процессов и технологий, реализуемых на дороге с учетом ее географического положения и эксплуатационных характеристик.

ОЖД – одна из магистралей, где проводится подконтрольная эксплуатация практически всех достижений науки в отрасли. Например, при внедрении тяжеловесного движения наши кафедры принимали участие в оценке воздействия инновационных вагонов на путь на участке Ковдор – Мурманск. Участки обращения высокоскоростных поездов "Сапсан", в том числе с безбалластной конструкцией железнодорожного пути, также находятся под пристальным взглядом наших специалистов. Результаты научно-исследователь­ских работ, внедрения новой техники и технологий в обязательном порядке включаются в содержательную часть программ повышения квалификации, обсуждаются на курсах и крайне интересны слушателям. Это подтверждает обратная связь (свое­образная внутренняя оценка качества образовательных услуг), которую проводим постоянно.

– Учатся ли у вас и студенты?

– Конечно. Студенты, чаще по своей инициативе, обучаются по программам профессиональной переподготовки. И после защиты диплома по основной образовательной программе они получают еще один документ – диплом о профессиональной переподготовке, и имеют значительное конкурентное преимущество среди сверстников. Естественно, они обладают значительно большими знаниями, зачастую отчетливо понимают взаимосвязи между различными хозяйствами дороги. Ярким примером является эффективная переподготовка студентов, обучающихся по специальности "Эксплуатация железных дорог", на программу по направлению подготовки "Экономика" или "Менеджмент". Некоторые дирекции ОАО "РЖД", понимая эффект от подготовки многопрофильных специалистов, уже сегодня реализуют такие программы на нашей базе. С 1 октября началась профессиональная переподготовка студентов-целевиков, обучающихся по специальностям "Эксплуатация железных дорог", "Системы обеспечения движения поездов", "Строи­тельство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей", "Подвижной состав железных дорог" по дополнительной профессиональной программе "Подготовка в области инфраструктуры и эксплуатации высокоскоростного железнодорожного движения в России". В рамках программы предусмотрена недельная стажировка за рубежом – в Китае, являющемся мировым лидером по объемам строительства ВСМ.

– Какие направления обучения в целом наиболее востребованы?

– Однозначно сложно сказать. По объемам подготовки лидируют программы, ориентированные на руководителей и специалистов, входящих в состав Центральной дирекции инфраструктуры, но она же является и самой многочисленной. В этом году большой объем подготовки специалистов вагонного хозяйства. Неизменно востребованы программы по тематике направления "Неразрушающие методы физического контроля". Это определяется особенностью развития и изменений в ОАО "РЖД". Например, нами разработана и предложена для реализации в 2019 году новая программа "Работник дистанции инфраструктуры", созданная двумя кафедрами – "Железнодорожный путь" и "Автоматика и телемеханика на железных дорогах". Она учитывает многозадачность операций, которые должен выполнять работник. Это одно из интересных нововведений, которое ориентировано на дирекции инфраструктуры как сети дорог, так и Октябрьской с учетом структурных реформ, проводимых в ОАО "РЖД".

 

Фото: Иван Куртов

 

Беседовала Наталья Александрова

Версия для печати
screenRenderTime=2