СМИ об РЖД

15.11.2018Газета "Волжская магистраль" (Горьковская железная дорога)

Господин механик, трогай!

Посетители музея истории развития железной дороги станции Киров могут узнать о железнодорожных профессиях прошлого в рамках открывшегося лектория "Забытые профессии".

Хранитель фондов по сохранению исторического наследия Горьковской железной дороги Валерия Пластинина и библиотекарь ЛТБ станции Киров Анна Карелина рассказывают о профессиях, которые ранее были почетны и востребованы на железной дороге, но оказались упразднены с вводом в производство автоматизированных процессов. К таким профессиям относятся, к примеру, машинист паровоза, кочегар, стрелочник, кондуктор грузовых вагонов, обер-кондуктор, тормозильщик, обходчик.

Первыми слушателями лектория стали студенты-перво-курсники Кировского филиала Самарского государственного университета путей сообщения. Ребята с интересом слушали о том, как в старину стрелочники вручную переводили стрелочные переводы, на станциях при отправлении поезда звенели колокола, а машиниста паровоза называли "господином механиком". Немало интересных фактов гости узнали о профессии кондуктора. Это слово (от латинского conductor – сопровождающий, проводник) досталось железной дороге в наследство от гужевого транспорта. Так называли сопровождающих почту. В царское время кондукторы делились на главного – обер-кондуктора, старшего, тормозных кондукторов ("тормозильщиков"), смазчика и хвостового кондуктора. Тормозные кондукторы располагались через некоторое количество вагонов на открытых тормозных площадках. На этих площадках имелась деревянная лавка, тормозной привод и штыри для сигнальных фонарей, "ограждавших" поезд с хвоста. Так и говорили: "ехать на тормозе".

Обер-кондуктор был настоящим хозяином поезда. После начала Первой мировой войны слово "обер" из патриотических соображений заменили на "главный", и вплоть до 1960-х главный кондуктор отвечал за все, что происходило в поезде. "Главный" вел маршрут поездки, приносил на паровоз от дежурного по станции предупреждения о скорости и сигнальный жезл, носил сопроводительные документы на вагоны, следил за расписанием, при необходимости в пути связывался с диспетчером и передавал на телеграф информацию о наличии мест в поезде и, самое главное – подавал сигнал к отправлению поезда. Без свистка главного кондуктора машинист никогда не трогался с места.

После увлекательной лекции Валерия Пластинина провела для студентов мини-квест на смекалку и логику.

 

Фото: Наталья Буторина.

Наталья Буторина

Версия для печати
screenRenderTime=1