СМИ об РЖД

09.10.2018Газета "Восточно-Сибирский путь" (Восточно-Сибирская железная дорога)

Как платили за знания сто лет тому назад

Это было поистине грандиозное, народное и значимое событие в культурной, научной и образовательной сфере губернии, которое в условиях одного из сложнейших периодов истории страны показало прочность и неразрывность просветительских традиций сибирской общественности.

 

Запрос на открытия

Большинство инженеров-путейцев, получивших блестящее образование в Санкт-Петербургском институте инженеров путей сообщения Александра I, были выходцами из дворянского сословия, людьми образованными и культурными, на протяжении всей своей жизни следовавшими славным традициям русского дворянства и отличавшимися честью, достоинством, благородством. По окончании строительства Великой Транссибирской магистрали они, помимо железнодорожных зданий и сооружений, оставили после себя церкви, сады и школы, спортивные площадки и библиотеки, а самое главное − нестираемую память.

Приложили они усилия и к открытию университета. Идею сразу же поддержали инженеры и служащие Забайкальской железной дороги во главе с начальником Николаем Семеновичем Зурабовым, который летом 1916 года даже выразил в местной печати мысль о назревших решениях для исследования сибирских земель, о запросе на новые научные открытия, ведущие к развитию и дальнейшему освоению Сибири. "Университет Иркутску нужен. Край, хотя сравнительно малонаселенный, но чрезвычайно богатый полезными ископаемыми. Все эти богатства лежат втуне, или же ими пользуются иностранцы. Вообще, иностранный капитал довольно охотно идет в Сибирь, где извлекает выгоду. Иностранцы, пожалуй, больше знают о богатстве Сибири, чем мы – русские…", − заявлял Зурабов, с большим удовлетворением выражая радость по поводу сбывающейся мечты иркутян иметь свой университет.

Слово такого уважаемого в иркутском обществе и за Байкалом инженера высокого ранга, опытного и просвещенного, как начальник Забайкальской железной дороги Н.С. Зурабов, стало и для его подчиненных руководством к действию.

 

Складчина на знания

Вскоре среди служащих управления дороги появилось воззвание, под которым они ставили свои подписи. "Сослуживцы! – говорилось в нем. – Мы горячо отзывались на нужды как наших товарищей, населения, так и нашей дорогой родины в настоящую освободительную войну. Не откажем в нашем сочувствии и в этом большом деле. Поспособствуем нашими пожертвованиями созданию в Иркутске университета! Наш почин в виде мелких, обывательских пожертвований, возможно, послужит примером и для остального населения города и совместно с пожертвованиями состоятельных граждан г. Иркутска создаст нужное обеспечение к открытию у нас, в Иркутске, университета".

Этот призыв никого не оставил равнодушным. Например, в отчете об операциях Общества Потребителей Забайкальской железной дороги за 1916 год указана перечисленная сумма – 15 тыс. руб. – в фонд Иркутского народного университета, а в 1917-м по постановлению Общества потребителей служащих и рабочих дороги на оборудование Иркутского университета постановлением XIX собрания уполномоченных перечислено еще 15 тыс. руб. Также ассигнована сумма на пять стипендий по 360 руб.

Следует пояснить, что иных способов, кроме как оказание помощи через потребительское общество или общественный школьный фонд Комитета образовательных учреждений, не существовало. Начальники дорог не имели права расходовать выделявшиеся государственные средства на какие-либо другие цели, кроме как на эксплуатацию магистрали. Однако руководитель магистрали призвал дорожные организации "приложить старания" для изыскания посильной поддержки университету, тем более что в нем могут учиться и сами железнодорожные служащие, и их дети.

26 октября, перед открытием университета, Советом управления Забайкальской железной дороги было принято важное решение. Комитет образовательных учреждений подал начальнику дороги рапорт со следующим предложением: "Принимая во внимание крайне неблагоприятное материальное положение университета и в связи с этим необходимость привлечения частных средств, Комитет образовательных учреждений предлагает со своей стороны сделать почин к пожертвованиям на университет, ассигновав 10000 руб. в распоряжение Иркутского Государственного университета. В виду же того, что намеченный к подношению адрес и пожертвование в сумме 10000 руб. делается от имени служащих, мастеровых и рабочих, Комитет полагает, что помянутая сумма может быть позаимствована из сумм школьного фонда как источника добровольных и обязательных взносов со всех служащих на дороге на культурно-просветительные нужды".

Данное предложение советом управления было единогласно одобрено.

А вот содержание телеграммы, направленной из управления дороги в адрес линейного начальства от 4 октября 1918 года: "Чистые сборы со спектаклей, концертов и других поступлений сдать по ордерам для зачисления в школьный фонд, где по этим суммам будет вестись учет и из них будут назначены стипендии".

 

Первый ректор и другие положительные решения

Первым ректором Восточно-Сибирского университета стал Моисей Матвеевич Рубинштейн (1878-1953), наш земляк, учившийся в Верхнеудинском уездном училище и окончивший в 1899 году Иркутскую губернскую гимназию. В Германии он получил степень доктора философии, вернулся в Россию, стал приват-доцентом кафедры философии Московского университета. 17 июля 1918 года по приглашению Иркутской университетской комиссии "для исполнения обязанностей ординарного профессора по кафедре философии и психологии Иркутского университета" приехал в город на Ангаре. В августе на первом же заседании ученого совета университета его избирали ректором.

Моисей Матвеевич сразу же активно включается в работу: формирует преподавательский состав первых факультетов, занимается массой организационных и хозяйственных вопросов, ведет переписку и переговоры с известными российскими учеными.

13 августа 1918 года на заседании Городской думы состоялось официальное открытие университета, а 27 октября в зале общественного собрания г. Иркутска прошло его торжественное чествование. Зал был переполнен, многим не хватало мест. "Весь истинный Иркутск собрался здесь, – читаем в газетном отчете, – и всюду разбросана учащаяся молодежь. В половине пятого из бельэтажа льются оркестровые звуки "Гаудеамус", и на сцену выступает профессура во главе с министром просвещения и ректором университета, сопровождаемая целою армиею представителей городов, учреждений, ведомств, обществ" .

В журнале "Земля Иркутская" научный сотрудник ИГУ Н.Д. Игумнова в своей статье об истории открытия университета подтверждает участие в данном событии железнодорожников: "Необходимо отметить, что сотрудники Забайкальской железной дороги внесли заметный вклад в решение этой проблемы и относились к числу жертвователей на университет. В качестве приложения к поздравительному адресу ректору было вручено уведомление об ассигновании 15 тыс. руб. на развитие университета".

Здесь же отмечен еще один небезынтересный нюанс: "Адрес от служащих и рабочих Забайкальской железной дороги, напечатанный на тонкой серебристой бумаге, содержит не только поздравление и восторженные слова, приличествующие моменту, но и проливает свет на некоторые исторические факты, касающиеся университетского вопроса в Иркутске".

Да и сам ректор на открытии университета отметил, что "дар в 15 тыс. руб. на развитие университета от 30 тыс. железнодорожников является лучшим свидетельством того, что университет не останется одиноким. Пожертвование служит дополнением к ранее поступившим десяти тысячам…"

Летом 1919 года от профессора М.М. Рубинштейна в Комитет образовательных учреждений Забайкальской дороги поступило письмо об организации педагогических курсов, которые, как писал ректор университета, "могли бы быть полезными и для учителей Забайкальской железной дороги". Совет философско-педагогического общества обращался к Комитету с просьбой "оказать содействие открывающимся курсам ассигнованием денежного пособия".

В свою очередь, совет дорожного Комитета образовательных учреждений на заседании, состоявшемся 6 сентября 1919 года, и в этот раз "изыскал" резервы все из того же школьного фонда. Постановление совета гласило: "Идя навстречу Философско-Педагогическому обществу при Иркутском Государственном Университете в деле открытия и надлежащей организации курсов по подготовке учащих для школы первых двух ступеней, − ассигновать в виде единовременного безвозвратного пособия 5000 руб. (из сумм "школьного фонда") и передать таковые в распоряжение администрации курсов". А через 16 дней в университет направили письмо-уведомление о принятом положительном решении с просьбой "указать источник перечисления ассигнованной Комитетом суммы или уполномоченное лицо для получения означенной суммы в Главной кассе при Управлении Забайкальской железной дороги".

 

Фото: Фонд музея истории ВСЖД.

 

Татьяна Гордиенко, инженер путей сообщения, кандидат исторических наук.

Версия для печати
screenRenderTime=1