СМИ об РЖД

Наша задача сейчас – вернуть москвичей в Москву

Сегодня мировые мегаполисы борются за человека – это главный капитал, двигатель развития любого города, любой страны.

В связи с этим мы наблюдаем несколько мировых трендов в развитии градостроительства. Основной из них – пешеходная доступность.

Начну с доступности в плане транспортной инфраструктуры. Еще в 2010 г. Москва занимала позорное первое место среди мировых мегаполисов по пробкам. Сегодня мы опустились в этом антирейтинге на 13-ю позицию. Главное, на мой взгляд, что ситуация с пробками не ухудшается, при том что количество автомобилей в городе увеличилось более чем на миллион и добавилось более миллиона жителей. По автомобилизации мы уже обошли крупнейшие американские города (плохо это или хорошо – вопрос спорный). Но дополнительный миллион автомобилей для города – большой вызов. Поэтому мы в первую очередь развиваем инфраструктуру общественного транспорта.

Сегодня мы уверенно идем к удвоению протяженности линий метрополитена по сравнению с 2010 г., когда она составляла 300 с небольшим километров. На сегодняшний день построено 50% от запланированного. Буквально на днях мы утвердили адресную инвестиционную программу до 2022 г. В том, что метро в Москве удвоится, сомнений нет. Метро – самое выгодное капиталовложение в пересчете на одного перевезенного пассажира. Мы также четко видим, что на каждый вложенный в метро рубль в радиусе пешей доступности приходит до 3 руб. внебюджетных инвестиций в виде недвижимости, инвестиций в территории города. Этот тренд безусловный.

 

Другой безусловный тренд – развитие железных дорог. Московские центральные диаметры (МЦД) сегодня уверенно встали на рельсы. Мы проектируем и полностью строим четыре московских диаметра, определили маршрутизацию и запустили в работу пятый. Это означает, что в городе появится еще одно, наземное, метро протяженностью 300-350 км и 200 станций. Благодаря этому будут развиваться территории вокруг железнодорожных линий, увеличатся инвестиции в недвижимость там, где есть транспортная инфраструктура. Мы проектируем и строим 55 крупных транспортно-пересадочных узлов, всего их будет 123. В 2020 г. будет выставлено на конкурсы проектов на строительство около 3 млн кв. м недвижимости в рамках ТПУ.

Следующий пункт – доступность автомобильного транспорта. Мы вышли на стабильный тренд – ежегодно строим примерно 100 км дорог и 20-30 км искусственных сооружений (тоннелей, мостов, эстакад). Причем развязки для нас более важны, чем сами дороги. Старые развязки – тромб в транспортных артериях. Реконструированы практически все развязки МКАД. Все это дает существенный плюс для автомобильного транспорта.

Совершенно новый подход – создание между Третьим транспортным кольцом и МКАД еще одного хордового кольца с выходом каждой хорды на территорию области. Новые хорды должны дать развитие и территориям промзон.

Завершая разговор о транспорте, приведу простой расчет. Столичным транспортом ежедневно пользуется примерно 11-12 млн пассажиров. Сокращение времени в пути на 1 минуту высвобождает каждому жителю один рабочий день в год, а бюджету города дает дополнительно 20 млрд руб. Поэтому доступность транспорта – для нас задача номер один.

Второй серьезный блок – это доступность жилья. Здесь существует дисбаланс интересов. Девелоперам хочется, чтобы цена 1 кв. м и их маржа были выше, жителям города – наоборот. Мы должны обязательно поддерживать тренд доступности жилья. Цена не должна расти больше уровня инфляции. В прошлом сильный рост цен на жилье подтолкнул большую часть москвичей, особенно молодежь, к приобретению квартир в Московской области: 30% покупателей жилья в области – москвичи. Наша задача сейчас – вернуть москвичей в Москву. Каждый день 1,5 млн человек едут на работу в Москву. Увеличение этого потока не выдержит никакое дорожное строительство. Без доступности жилья городская экономика будет страдать, бизнес будет уходить из города. Мы не хотим этого допустить.

Мы выдали большое количество разрешений на строительство в развитых и промышленных зонах города, чтобы у покупателей был выбор, чтобы человек мог жить и работать в пешей доступности. Пока все, что удачно строится, продается, рост цен слегка превышает инфляцию. Сейчас все прекрасно понимают, что пришло время покупателей. Качество строящегося жилья колоссально выросло – это огромная победа.

Мы стараемся приблизить к жилью и рабочие места: создаем так называемые миксовые районы, полностью обеспеченные социальной и прочей инфраструктурой в пешей доступности, стараемся, чтобы первые этажи были нежилыми. Чтобы люди там смогли получать необходимые сервисы, чтобы там были рабочие места. Отдельно хочу сказать о социальной инфраструктуре: каждый год и город, и инвесторы строят 40-50 социальных объектов: садиков, школ, больниц. В рамках трехлетней программы по здравоохранению будет построено около 100 объектов на 1 млн кв. м. А еще парки, зоны отдыха – делаем все, чтобы как можно больше объектов было доступно жителям.

Второй очень серьезный момент – в Москве увеличилась продолжительность жизни. Это только радует. И мы должны это учитывать, так как в городе становится больше пожилых людей. Соответственно, нужны условия для их комфортной жизни. Кроме того, должно расти число рабочих мест, в том числе для наиболее профессионально подготовленных людей, чтобы те не уезжали за границу. Человек должен иметь возможность полноценно жить, работать, отдыхать у себя в районе, в городе и не хотеть никуда уезжать. И в этом плане для повышения комфортности городской среды для человека сделано уже немало.

Также перед нами стоит ключевая задача с 2020-2021 гг. начать переход на BIM-технологии при градостроительном проектировании. Это тоже даст очень серьезный прорыв для развития города, очень серьезно повлияет на экономику. В Москве принято решение с 2021 г. не принимать документы на участие в конкурсах (по проектам с использованием бюджетных средств), если проектирование выполнено вне BIM-технологий. Девелопменту также следует переходить на эти технологии, этот шаг неизбежен.

Вот таковы наши основные подходы в развитии города.

Марат Хуснуллин

Родился в 1966 г. в Казани.

Окончил Казанский государственный финансово-экономический институт по специальности "экономика".

С 1987 г. – председатель строительного кооператива "Темп" (Казань).

С 1997 г. – гендиректор строительной торгово-промышленной фирмы "Ак барс".

С 1999 г. – заместитель гендиректора ГУП "ПЭО "Татэнерго".

С 2002 г. – министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Татарстана.

С 2010 г. – заместитель мэра Москвы.

Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства

Версия для печати
screenRenderTime=1