СМИ об РЖД

Москве не дают сваливать

Против вывоза московского мусора в Архангельскую область выступили и местные власти, и надзорные органы.

Против захоронения брикетов с мусором из Москвы в районе станции Шиес Архангельской области выступают не только общественные активисты. Вопросы к начатому строительству возникли у Росприроднадзора, Ростехнадзора, Росводресурсов и местных властей.

Администрация ближайшего к Шиесу поселка Урдома просит признать уже возведенные конструкции самостроем и снести.

Правительство Москвы и губернатор Архангельской области Игорь Орлов осенью объявили, что создают экотехнопарк "Шиес" и подписали инвестиционное соглашение об этом. Москва будет свозить коммунальные отходы в Люберцы, измельчать, сортировать, сжимать в брикеты, оборачивать пленкой и отправлять по железной дороге в Шиес, сказано в презентации инвестпроекта (размещена на инвестиционном портале области). Экотехнопарк будет только накапливать отходы, потом землю рекультивируют. Капитальные вложения оценены в 10,5 млрд руб.

Пока нет технического проекта, разрешения на строительство, не было общественных обсуждений, комментирует чиновник из администрации Архангельской области, есть рамочное соглашение и сумма. Но инвестор на свой страх и риск уже начал строительство, рассчитывая, видимо, что проект получит все разрешения, сетует он. Объект не включен в территориальную схему обращения с отходами области, знает чиновник.

Эти работы и дали повод для судебных исков администрации Урдомы к инвесторам. Те же претензии появились и у Ростехнадзора. Но суды отказали и местным властям, и контролерам: пока строятся не капитальные объекты, а сооружения для погрузочно-разгрузочного комплекса, а для них разрешения не требуется.

В мае Урдома попытается оспорить решение в апелляции. Ростехнадзор считает ситуацию исчерпанной, сообщил представитель службы.

Росприроднадзор хотел оштрафовать ООО "Технопарк" (занимается строительством, на 100% принадлежит АО "Москапремонт", оно в собственности Москвы и подчиняется департаменту ЖКХ) за бурение скважин для воды без лицензии на 800 000 руб. Суд нарушения признал, но штраф снизил вдвое.

Строительство идет на участке, принадлежащем государству, но отданном в аренду ОАО "РЖД", говорится в судебных материалах. Часть территории, прилегающей к станции Шиес Северной железной дороги и находящейся в аренде у ОАО "РЖД", передана в субаренду, комментирует представитель компании. Сначала участок получило ГБУ "Автомобильные дороги" (также принадлежит департаменту ЖКХ Москвы), оно передало землю "Технопарку". По договору территорию можно использовать для погрузочно-разгрузочных операций, подтверждает представитель РЖД.

Принимать Архангельская область будет 500 000 тонн московского мусора в год, говорится в презентации. Но в задании на разработку проектной документации для "Шиеса" "Технопарк" пишет о 2,3 млн тонн в год неутилизируемых отходов.

Проблема в том, что район, выбранный для строительства, находится в границах зоны санитарной охраны источника питьевой воды (II и III пояс), выражают свое мнение Росводресурсы в ответе на запрос Совета по правам человека при президенте. Размещение объекта захоронения отходов в таком месте нарушит требования СанПиНа и приведет к микробному или химическому загрязнению бассейна реки Вычегды, пишет служба.

После письма Росводресурсов проект "Шиес" надо закрывать, возведенные конструкции разбирать и уезжать обратно в Москву, говорит эксперт проекта "Гринписа" "Ноль отходов" Алексей Киселев. Участок попадает в зону санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, а значит, ни о каких захоронениях бытовых отходов на нем не может быть и речи, объясняет эколог.

Сейчас предпроектная стадия подготовки, сообщает "Технопарк" в материалах дела. Компания рассчитывает, что сможет завершить слушания и получить все необходимые согласования не ранее конца 2019 г.

"Технопарк" не ответил на запрос "Ведомостей".

Подобные проекты вначале проходят общественное обсуждение, а потом федеральные экспертизы – экологическую, строительную и санитарно-защитной зоны, все это точно будет публично, тогда и можно будет всем оценить проект, говорит президент "Управления отходами" Павел Бесшапов. Вообще, российское природоохранное законодательство – одно из самых жестких в мире, констатирует он: согласование последнего объекта "Управления отходами" заняло больше года.

Москва почти не участвует в раздельном сборе мусора, мусорная реформа в ней отложена до 2022 г., напоминает Киселев, а из презентации проекта видно, что сначала предполагается измельчать мусор шредером, а потом сортировать, что не только неэффективно, но и прямо невозможно. В итоге, полагает он, измельчаться и спрессовываться будет много органики, из которой на 30% состоят бытовые отходы, а заодно попадающие туда ртутные лампы, автомобильные покрышки и другие опасные отходы. Потом мусор будут упаковывать в пленку, как чемоданы в аэропорту, – это распространенная технология для транспортировки, но она ни в коем случае не предназначена для захоронения, продолжает он. Тюки неминуемо будут протыкаться, газы, которые неизбежно образуются внутри тюков, будут выходить наружу и это будет гораздо хуже, чем на волоколамском полигоне "Ядрово" – мусора будут захоранивать гораздо больше, предупреждает Киселев. Проблему московского мусора решит только уменьшение его количества, повторное использование, раздельный сбор и максимальная переработка, заключает он.

 

Мереминская Екатерина

Версия для печати
screenRenderTime=1