СМИ об РЖД

26.03.2019Газета "Московский железнодорожник" (Московская железная дорога)

В полной боевой готовности

Олег Плетнев, главный пожарный инспектор на МЖД 

Во II квартале нынешнего года на полигон Московской железной дороги поступят 2 новых пожарных поезда. Они будут базироваться на станциях Воскресенск и Бекасово.

– Олег Владимирович, не за горами пожароопасный сезон 2019 года, началась ли к нему подготовка?

– Подготовка к новому пожароопасному сезону начинается, как только завершился предыдущий. Поэтому правильнее было бы сказать, что в марте – апреле подготовка к нему вошла в завершающую фазу. А если говорить более предметно, то на полигоне МЖД ежемесячно проводятся заседания территориальной пожарно-технической комиссии, на которых для всех служб и дирекций вырабатываются рекомендации, как предотвратить возгорания на железнодорожных объектах. Последнее такое заседание прошло 21 марта под руководством главного инженера МЖД Дмитрия Шустова. Особое внимание было уделено уборке сухой растительности и порубочных материалов из полосы отвода, опашке, созданию минерализованных полос, обеспечению противопожарной безопасности зданий и сооружений.

– Как удается поддерживать высокую боеготовность экипажей, ведь на тушение пожаров они выезжают, слава Богу, не каждый день?

– В распорядке дня команды пожарного поезда предусмотрено время на занятия, в ходе которых, помимо теоретической части, отрабатываются практические приемы и методы борьбы с огнем. Во время теоретической подготовки изучаются, к примеру, правила тушения пожара при перевозке взрывчатых материалов и радиоактивных веществ, требования к пожарной безопасности на объектах локомотивного, вагонного и других хозяйств. На практических занятиях личный состав отрабатывает боевое развертывание установки комбинированного тушения пожара "Пурга" с подачей пены от пожарного поезда, осваивает упражнения по перекачке нефтепродуктов из аварийной цистерны с использованием стационарных и мобильных систем разгрузки и так далее.

Кроме того, для поддержания постоянной боеготовности совместно с МЧС России периодически проводятся командно-штабные учения. На них рассматривается методология тушения торфяных, лесных пожаров, возгораний на объектах железнодорожного транспорта и отрабатываются соответствующие нормативы. Пройдут такие учения, в которых будет задействован пожарный поезд, и в нынешнем году. Их дата будет определена позднее. Серьезный вклад в поддержание постоянной боеготовности вносят и соревнования по пожарно-прикладному спорту, в которых команда МЖД принимает участие на постоянной основе. В прошлом году такие соревнования состоялись в Подольске, а в нынешнем пройдут в Санкт-Петербурге в конце августа.

– Какими силами располагают на данный момент пожарные поезда, базирующиеся на полигоне МЖД?

– Сейчас в состав Московского филиала федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации", как официально называется наша организация, входят 27 пожарных поездов. Ежесуточно на боевое дежурство заступают около 170 человек (6-7 бойцов на 1 дежурный караул пожарного поезда). Все поезда предназначены для тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в железнодорожном подвижном составе и на стационарных объектах ОАО "РЖД". При наступлении засушливой погоды с возможными лесными и торфяными пожарами в непосредственной близости от железнодорожных путей экипажи переходят в режим повышенной готовности.

В марте-апреле в поездах пополняется запас огнетушащих веществ, горюче-смазочных материалов и пенообразователя. А для бойцов создается неприкосновенный запас суточного рациона продуктов питания, рассчитанный на трое суток автономной работы на пожарах, и запас бутилированной питьевой воды.

– Как пополняется парк противопожарной техники на МЖД?

– В соответствии с программой ОАО "РЖД" по состоянию на март обновлены 11 составов пожарных поездов (вагон-насосная станция и 2 цистерны-водохранилища). Новый подвижной состав в данный момент дислоцируется на станциях Перово, Люблино, Лосиноостровская, Смоленск, Москва-Киевская, Москва-Смоленская, Тула, Орехово-Зуево, Александров, Курск, Брянск. Ожидаем поступления еще 2 новых поездов, которые будут базироваться на станциях Воскресенск и Бекасово. Они уже приняты нашей комиссией.

Сейчас проводится ремонт подвижного состава пожарных поездов. В апреле все они будут проверены межведомственными комиссиями, которые дадут заключение о готовности к летнему пожароопасному периоду. Уверены, что получим оценку "Пожарные поезда готовы к работе в летний пожароопасный период 2019 года". Для увеличения запаса огнетушащих веществ на пожароопасный период 2019 года в состав пожарных поездов будут включены 18 дополнительных цистерн. Таким образом, общий запас воды увеличится со 120 до 180 тонн.

– А что делается для улучшения условий труда работников пожарных поездов?

– Для улучшения санитарно-бытовых условий пожарных на станциях Москва-Киевская и Орехово-Зуево возведены новые современные двухэтажные здания модульного типа. Они прекрасно приспособлены как для отдыха и приема пищи, так и для занятий. Еще 4 таких объекта строятся в Курске, Брянске, Ожерелье и Бекасово. На первых 3 станциях они должны вступить в строй уже в апреле. Сейчас идут отделочные работы. Должен сказать, что эти здания получили самую высокую оценку у тех, для кого они, собственно, и предназначены.

– Как часто вам приходилось выезжать на тушение пожаров в прошлом году?

– В 2018 году пожарными поездами совершено 2 выезда для оказания помощи подразделениям МЧС России в тушении пожаров вне полосы отвода, но с угрозой распространения огня на инфраструктуру железной дороги. Благодаря совместной работе пожарных подразделений МЧС и ФГП ВО ЖДТ России удалось избежать распространения огня на объекты инфраструктуры ОАО "РЖД". В том году наиболее пожароопасными оказались Брянский и Московско-Курский регионы столичной магистрали. В общей сложности пожарными поездами удалось ликвидировать горение более чем на 1000 кв. м. Для сравнения: в экстремальном по жаре 2010 году было совершено 104 выезда, в результате огонь был потушен более чем на 710 тыс. кв. м.

– Борьба с какими пожарами представляет особую сложность?

– Конечно, наибольшие проблемы существуют при тушении торфяных пожаров. Ведь в этом случае пламени как такового не видно, и всегда есть опасность провалиться под землю, в огонь. А если загорелись хвойные леса, то возникает серьезная угроза, что огонь при сильном ветре может пойти по верхушкам сосен (так называемый верховик) с огромной скоростью. В этом случае необходимо ставить водяные завесы, следить за направлением ветра, чтобы не попасть под шквал огня.

– Чего вы ждете от нынешнего пожароопасного периода и что хотели бы пожелать коллегам-железнодорожникам?

– Согласно прогнозным данным, в нынешнем году на полигоне МЖД лето будет обычным, без резких перепадов температуры, воздух прогреется, может быть, чуть выше нормы. Не ожидается и аномальной жары, как это было, скажем, в 2010 году. Однако это не означает, что мы можем позволить себе расслабиться. Хотел бы пожелать железнодорожникам поменьше чрезвычайных происшествий. А для этого советую больше внимания уделять профилактике, своевременно устранять нарушения норм и правил пожарной безопасности, проводить обучение работников пожарно-техническому минимуму.

 

Фото: из архива Московского филиала "ФГП ВО ЖДТ России"

 

Беседовал Андрей Городнов

Версия для печати
screenRenderTime=3