СМИ об РЖД

Колыбель мирных революций

Александр Беглов рассказал о планах по переустройству Cеверной столицы.

 

Тарифная заморозка

Александр Дмитриевич, тема снижения тарифов для населения за тепло, газо- и водоснабжение в Петербурге – одна из самых обсуждаемых в последний месяц. Случай в новейшей истории небывалый. Пожалуй, можно согласиться с главой Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорем Артемьевым, который назвал произошедшее тарифной революцией.

Александр Беглов: Да, получилось не просто остановить рост тарифов, а добиться их снижения. Хотя чуда здесь никакого нет – просто системная работа с ресурсоснабжающими организациями, которую мы запустили еще в конце прошлого года. Разумеется, начали с тех, которые принадлежат городу, – Водоканала, ГУП ТЭК. С другими организациями тоже обсуждали обоснованность цен.

Мы пересмотрели всю договорную базу, проинспектировали список подрядчиков и поставщиков. Выяснилось многое – и неэффективные затраты, и сомнительные контракты, а порой и недобросовестность менеджеров.

В июле общий рост коммунальных услуг должен был составить 4,3 процента, но за несколько месяцев работы оказалось, что можно практически не повышать тарифы. Более того, Водоканал, например, сразу нашел деньги на внеплановое восстановление трех городских фонтанов.

Цены на тепло, когда начнется отопительный период не вырастут как обычно, а снизятся. Цена на электроэнергию уже с июля будет снижена до минимального уровня предельного тарифа, установленного на федеральном уровне, то есть на 10 копеек.

Мы благодарны ФАС за помощь в этой работе. Кстати, они наш опыт использовали при подготовке проекта федерального закона "Об основах государственного тарифного регулирования".

При этом наша работа еще не закончена. Так, например, большинство горожан платят за газ по нормативу, но потребляют меньше. Мы посчитали, что за прошлый год переплата составила порядка 390 миллионов рублей. Направлено письмо на имя Дмитрия Медведева с предложением снизить нормы потребления газа, что позволит снизить плату граждан за газоснабжение. Необходимые материалы уже находятся на рассмотрении в правительстве РФ.

Одним словом, если все как следует посчитать, то можно хорошо заработать на экономии? Можно ли таким образом оздоровить весь городской бюджет?

Александр Беглов: До конца года за счет снижения тарифов петербургские потребители сэкономят порядка полутора миллиардов рублей. До следующего пересмотра тарифов летом 2020го – все три.

Что касается бюджета, то с первых же дней работы в городе пришлось оперативно выправлять ситуацию с городской казной. В бюджете, как в зеркале, отразились все городские проблемы. Несколько лет подряд расходы росли быстрей, чем доходы. Отсюда бюджетный дефицит и увеличение долговой нагрузки. До 2026 года Санкт-Петербург должен выплатить 30 миллиардов рублей государственного долга плюс почти 14 миллиардов рублей процентов.

Мы на треть снизили дефицит, отказались от неэффективных расходов с сомнительным результатом. Повысили собираемость налогов. В результате смогли выделить дополнительные средства на решение оперативных социальных проблем. Договорились с федеральным центром о частичной компенсации выпадающих доходов города. Это дополнительные 13,5 миллиарда рублей в бюджет. В итоге вышли на профицит бюджета в 10 миллиардов рублей.

 

Бюджетный прорыв

Можно ли сказать, что теперь городских денег хватит на благополучную жизнь?

Александр Беглов: Нет. Мы честно говорим, что нынешний бюджет – это фактически бюджет выживания. Город зарабатывает в год чуть меньше 600 миллиардов рублей. Этого недостаточно для решения насущных проблем, а нам при этом необходимо думать о будущем. В последние годы город вкладывал в свое развитие все меньше. Все проедали. А нам необходимо вернуться к уровню бюджетных инвестиций в 15 процентов от расходов бюджета.

Мы определили, что в краткосрочной перспективе жизненно необходимо удвоить городской бюджет, довести его как минимум до одного триллиона.

Какие проблемы, вы считаете, необходимо решить в первую очередь?

Александр Беглов: Фактически нужно запустить перезагрузку сразу всех сфер жизни Петербурга. Первое и, пожалуй, самое главное – сделать Петербург по-настоящему комфортным городом. Северная столица гордится своей красотой, но за парадным фасадом должны находиться чистые и уютные дворы. Нужны новые общественные пространства. Петербург – это крупнейший мегаполис. Здесь должно быть удобно жить.

В этом году мы дали старт самой масштабной программе благоустройства – сейчас по всему городу приводят в порядок или строят новые сады, парки и скверы. Мы благоустроим порядка 500 дворов. Это только начало, но важно, чтобы люди почувствовали перемены здесь и сейчас.

Еще одна первостепенная задача – решить проблему с дефицитом социальных объектов: поликлиник, больниц, детских садов и школ, особенно в новых районах.

В прошлом году город построил порядка 4 миллионов квадратных метров жилья. Больше Москвы. Сейчас действуют разрешения на строительство еще 19,5 миллиона квадратных метров жилья. При этом новые кварталы порой строились вообще без какой-либо социальной инфраструктуры, без решения вопросов с общественным транспортом. Люди въезжали в новые квартиры и оказывались в черте города, как на острове. Рядом нет ничего, а в соседние районы и не выбраться.

По нашим оценкам, Петербургу до 2024 года дополнительно потребуются 169 детских садов, 84 школы и 54 объекта здравоохранения. Это 300 объектов. Цена вопроса – 309 миллиардов рублей.

Мы уже задействовали все рычаги. Из резервного фонда Правительства России получили 10,6 миллиарда рублей на выкуп готовых помещений. Гоним нерадивых подрядчиков и ускоряем работу на всех социальных долгостроях.

В этом году петербуржцы получат 13 школ, 25 детских садов и 10 объектов здравоохранения. Это начало, и благодаря принятым мерам уже есть задел на следующие годы.

Вы уже не первый раз сказали о помощи из федерального центра. Это разовое явление или новая система взаимоотношений?

Александр Беглов: К сожалению, Петербург в последние годы смещался на периферию федерального внимания. Причиной такого положения была недостаточная инициативность самого города.

Мы перешли к новому формату коммуникации с федеральным центром. Про адресную помощь уже сказано. Но есть и вторая часть – это максимальное включение Петербурга во все возможные федеральные программы, национальные проекты. Желающих получить федеральное финансирование немало. Петербург, конечно, особенный город, вторая столица, но просто так денег никто не даст. Нужны проекты. Продуманные, просчитанные, такие, чтобы их включали в федеральные программы на объективных основаниях.

С федеральным правительством сейчас обсуждается софинансирование инфраструктурных проектов – строительство новых дорог, развязок и переходов. До конца года должен решиться вопрос о федеральной поддержке строительства широтной скоростной магистрали на юге города.

Совместно с Минобороны запускаем масштабный проект создания исторического парка "Кронштадт. Остров фортов", посвященного Военно-морскому флоту России. Согласно проекту, Кронштадт должен стать самым большим островом-музеем в мире, посвященным истории ВМФ. Приведем в порядок и откроем для гостей многие исторические памятники.

Можно ли сказать, что тот самый финансовый прорыв, о котором вы говорите, запустят именно федеральные деньги?

Александр Беглов: Федеральное финансирование – важный инструмент. Равно как и приход новых крупных налогоплательщиков. Сейчас уже согласованы дорожные карты по переезду в Петербург штаб-квартиры Объединенной судостроительной корпорации, Федеральной пассажирской компании. Идут переговоры и с другими крупными налогоплательщиками.

Но город должен и сам работать и зарабатывать. У нас мощнейший потенциал в промышленности. Причем петербургская промышленность – это в значительной степени высокотехнологичные, опирающиеся на передовые достижения науки и технологий предприятия. Именно "умную" экономику, наукоемкие производства мы будем развивать в первую очередь. Здесь у нас колоссальное конкурентное преимущество – интеллектуальный потенциал города, высококвалифицированные кадры.

 

Транспортный переворот

Говоря об инвестициях, хотелось бы вернуться в начало июня. Петербургский международный экономический форум в этом году вновь побил рекорды по количеству участников и заключенных соглашений. Что он принес Петербургу?

Александр Беглов: Во-первых, форум в очередной раз подтвердил свой высочайший уровень. Никакие политические обстоятельства не влияют на желание зарубежного бизнеса работать с Россией и приезжать в Петербург на один из крупнейших мировых форумов. Для Петербурга это высокий статус, это колоссальная реклама на мировом уровне.

А в том, что касается соглашений, заключенных городом? В чем особенность этого года?

Александр Беглов: Мы не гнались за установлением рекордов по количеству соглашений. Грош цена меморандумам и договорам о намерениях, если они так и остаются просто на бумаге. Мы подписали 27 соглашений более чем на 182 миллиарда рублей. Нам нужны были конкретные проекты с просчитанным результатом. Причем в первую очередь интересовали самые значимые для жителей направления: дороги, социальные объекты, энергетика, создание новых рабочих мест.

Самым масштабным и значимым, конечно, стало соглашение о сотрудничестве с "Российскими железными дорогами". Компания готова инвестировать в развитие петербургского железнодорожного узла 88 миллиардов рублей, еще 10 миллиардов пойдут на развитие инфраструктуры в районе порта "Бронка", что тоже очень важно для города, как транспортного узла.

На что в основном пойдут эти инвестиции?

Александр Беглов: Вместе с железнодорожниками мы намерены решить целый пласт проблем. В частности, будут благоустроены территории возле вокзалов и вдоль путей. Предстоит большая совместная работа по строительству и обустройству новых автомобильных путепроводов, которые позволят ликвидировать ряд серьезных транспортных проблем в Санкт-Петербурге. До 2024 года запланировано строительство шести путепроводов.

Но самое главное – это пассажирские перевозки. На это будут направлены основные средства. Вместе с РЖД мы радикально изменим всю транспортную систему города.

Еще одна революция? Теперь уже транспортная?

Александр Беглов: Если соединить со всеми остальными проектами, то можно сказать и так. Мы намерены сделать железнодорожный транспорт и электрички одним из ключевых элементов новой транспортной системы города. Это станет решением целого комплекса проблем.

Мы свяжем скоростным сообщением с городом наши пригороды. РЖД планирует в ближайшие годы закупить 28 новых локомотивов "Ласточек", 170 вагонов. Будут построены новые ветки и линии железных дорог. Поезда на ряде направлений будут ходить в тактовом режиме, то есть люди получат практически аналог метро как раз там, где его сейчас не хватает.

Электрички становятся привычным городским транспортом. Именно поэтому, в частности, мы в апреле ввели круглогодичный бесплатный проезд для льготных категорий на пригородных поездах. Пенсионеры города уже давно имеют возможность бесплатно ездить на общественном транспорте, теперь эта возможность распространена и на электрички. Для остальных горожан с июня выпущен единый проездной билет.

К слову о метро, один из самых частых вопросов, который можно слышать от жителей города: когда в Петербурге будет метро, как в Москве?

Александр Беглов: К сожалению, не скоро. Тут обманывать никого нельзя. Работа по метро идет. В июле открываем после 11 месяцев ремонта станцию Академическую. Скоро откроются три новые станции Фрунзенского радиуса – их ждут очень давно. Метрострой активизировал работы и на других участках – идет прокладка тоннелей от Театральной до Спасской, от ЮгоЗападной до Путиловской. Нынешний план предполагает строительство 29 станций к 2032 году.

Надо больше и быстрее. Но пока, при нынешнем уровне бюджета, без дополнительного финансирования резко ускорить строительство метро сложно. Поэтому мы параллельно развиваем наземный транспорт. Кольцевая линия петербургского метро, по текущим расчетам, планируется после 2030 года. При этом РЖД предлагает построить железнодорожное кольцо, которое соединит станции по периметру города.

Это принципиально новый для нашего города вид транспорта. Для петербуржцев создание такого внутригородского кольца будет означать удобные транспортные связи разных районов в обход центра, не зависящие от обстановки на дорогах. Я уже не говорю о многочисленных экономических выгодах для города от такого проекта.

К этому стоит добавить новый этап в жизни петербургских трамваев. В Красногвардейском районе города уже успешно реализуется концессионный проект трамвая "Чижик". Осенью к двум действующим линиям добавятся еще две. В процессе разработки находятся еще несколько проектов. В их числе – линии скоростного трамвая от станции метро "Южная" до Колпино и из Купчино через Шушары до Славянки. Будем системно обновлять трамвайный парк – нам нужно 500 новых трамваев. Наконец, уже в следующем году должна полностью измениться система работы городских автобусов. Откроется больше социальных маршрутов. В результате за короткий срок город должен получить новый транспортный каркас – единую систему, удобную для людей.

 

Акцент

До конца года за счет снижения тарифов петербургские потребители сэкономят порядка полутора миллиардов рублей.

 

Акцент

Нужно запустить перезагрузку сразу всех сфер жизни Петербурга. Самое главное – сделать его по-настоящему комфортным городом.

Версия для печати
screenRenderTime=1