СМИ об РЖД

24.06.2019РБК daily

Биржевым товарам бронируют лучшие места

ФАС предложила изменить правила доступа к железнодорожной инфраструктуре.

ФАС предложила РЖД предоставлять приоритет на перевозку товарам, купленным на бирже, – по аналогии с транспортировкой нефти и газа. Но из-за большого количества участников торгов на рынке может начаться хаос, предупреждает эксперт.

 

Почему купленные на бирже товары должны получить приоритет

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила предоставить приоритетный доступ к услугам РЖД для перевозки товаров, приобретенных на бирже. Об этом говорится в докладе службы, подготовленном в рамках плана мероприятий по развитию организованных торгов. Доклад был разработан по поручению первого вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова от 27 мая, говорит РБК источник в одном из железнодорожных операторов.

Согласно докладу, ФАС предлагает внести изменения в правила недискриминационного доступа перевозчиков к железнодорожной инфраструктуре по аналогии с тем, как сейчас транспортируются торгуемые на бирже нефтепродукты и газ. Приоритетный доступ есть у "Газпрома" (при доставке природного газа, приобретенного на бирже) и "Транснефти" (при поставке нефтепродуктов). "Газпром межрегионгаз" и "Транснефть" получили статус "операторов товарных поставок". Этот статус позволяет доставлять товар покупателям в день его приобретения на бирже, и качество реализации биржевых сделок повышается, пишет ФАС. Аналогичными полномочиями ведомство предлагает наделить РЖД. Эта инициатива должна быть реализована в четвертом квартале 2019 года, говорится в документе.

"На организованные торги выводятся товары, перевозимые железнодорожным транспортом, к примеру, минеральные удобрения, продукция нефтехимии, зерно, сахар, планируются к выводу на торги рыба и мясо", – перечисляет ФАС. Объем биржевой торговли за 2018 год лесом и стройматериалами составил 192 тыс. куб. м, совершены своп-сделки с зерном на 34,8 млрд руб., а форвардные контракты с зерном заключены еще на 1,4 млрд руб., указано в докладе.

Кроме того, служба предлагает создать электронную торговую площадку по торговле услугами: предоставлению путей необщего доступа, вагонов и перевозки самих грузов "в совокупности с приобретением товаров на бирже". В марте 2017 года РЖД уже запустили электронную площадку "Грузовые перевозки", тогда госмонополия отправила 20 тыс. вагонов с более чем 1 млн тонн грузов для 300 клиентов, сообщала газета "Ведомости".

В пресс-службе ФАС сообщили РБК, что "позиция ведомства пока прорабатывается". В пресс-службе Минфина не ответили на запрос.

Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский сообщил РБК, что проблема оборачиваемости вагонов уже давно сдерживает развитие отрасли. "У нас в 2017 году был рекордный урожай, и мы тогда еще просили Минсельхоз и правительство о приоритетном доступе к перевозке зерна. Этот год тоже урожайный, но мы по-прежнему сильно ограничены в логистике", – заявил он.

 

Какими могут быть последствия

Другие крупные грузоотправители и эксперты, опрошенные РБК, критикуют идею ФАС.

Источник в одном из железнодорожных операторов, знакомый с содержанием доклада ФАС, сказал РБК, что ее предложения носят "дискриминационный характер по отношению к доминирующей группе грузов", обслуживаемых в рамках долгосрочных контрактов. "Доля биржевых (товаров) в погрузке незначительна и образуется на оптовом рынке. В результате конкурентоспособности железнодорожного транспорта будет нанесен ущерб, что спровоцирует отток грузов на авто– и речной транспорт", – говорит собеседник РБК.

В докладе есть "ряд противоречий", говорит источник РБК, близкий к одному из крупных грузоотправителей (небиржевого товара). "Например, кто-то купил на бирже вагон для перевозки щебня, его можно поставить в поезд, но как ему дать приоритет внутри поезда? Или нужно один вагон с лесом, купленный на бирже, отправлять отдельным поездом с локомотивом для его приоритетности?" – удивляется собеседник РБК. Торговать доступом к инфраструктуре можно, но тогда нужен развитый рынок частных перевозчиков, считает он.

Инициатива ФАС дестабилизирует работу железнодорожного транспорта, соглашается гендиректор "INFOLine-Аналитики" Михаил Бурмистров. "Вся железнодорожная сеть сейчас работает в режиме недискриминационного доступа к инфраструктуре, любой вариант дискриминации формирует огромные риски снижения технологической эффективности и злоупотреблений", – говорит эксперт. Бурмистров полагает, что из-за большого количества участников торгов на бирже и непроработанности инициативы на рынке может начаться хаос.

Идею предоставления приоритетного доступа к инфраструктуре РЖД в различных формах неоднократно продвигали как сами РЖД, так и другие участники рынка. В начале марта гендиректор РЖД Олег Белозёров направил министру транспорта Eвгению Дитриху письмо, в котором предложил пропускать вне очереди некоторые категории грузов, предоставлять приоритет компаниям, инвестирующим в расширение пропускной способности сети железных дорог, а также тем, с кем заключен договор take-or-pay ("бери или плати"). В марте совладелец "Сибантрацита" Дмитрий Босов написал письмо президенту Владимиру Путину, попросив предоставить его компании приоритетный доступ к БАМу и Транссибу на 25 лет для перевозки 50 млн тонн грузов в год. Взамен бизнесмен пообещал за собственные средства построить второй Северомуйский тоннель. Но все эти инициативы вызывали недовольство у крупных грузоотправителей и железнодорожных операторов, а 24 апреля вице-премьер Максим Акимов, курирующий в правительстве транспорт, пообещал "не давать мигалки" грузоотправителям на железной дороге.

Источник в одном из железнодорожных операторов, знакомый с содержанием доклада ФАС, сказал РБК, что ее предложения носят "дискриминационный характер по отношению к доминирующей группе грузов", обслуживаемых в рамках долгосрочных контрактов

1289,6 млн тонн составил объем грузовых перевозок РЖД в 2018 году, 1261,3 млн тонн – годом ранее, по данным компании

Вопрос о предоставлении приоритетного доступа к инфраструктуре РЖД неоднократно поднимался компанией и участниками рынка, но пока ни одна из подобных инициатив не была реализована.

 

Кокорева Мария. При участии Светланы Бурмистровой

Версия для печати
screenRenderTime=4