СМИ об РЖД

Северные запасы недра не тянут

Правительство готовит стратегию развития Арктической зоны.

В Арктическом регионе сосредоточены значительные извлекаемые запасы углеводородного сырья: по запасам нефтегазового конденсата это составляет около четверти от общероссийских запасов, по газу – 72%. Такие объемы составляют значимый резерв для производства СПГ и его поставок на мировой рынок.

При этом доля РФ на мировом рынке СПГ составляет сегодня лишь около 4%: наша страна явно пока не является в этой области ключевым игроком. Однако к 2035 году Россия планирует "окучить" 15-20% рынка. В этом направлении уже сделаны первые шаги. В 2018 году российский СПГ впервые стал массово поставляться на новый для него рынок Западной Европы. Увеличению экспорта сжиженного газа на 70% в 2018 году способствовал запуск второго в России завода "Ямал СПГ", газ с которого поставляется по Севморпути. Новыми потребителями российского СПГ стали Франция, Нидерланды, Великобритания и ряд других стран Европы.

В 2019 году ожидается дальнейший рост поставок сжиженного газа с нового завода благодаря полной загрузке его производственных мощностей. По мнению эксперта Аналитического центра при правительстве РФ Александра Амирагяна, дальнейшее развитие СПГиндустрии является одной из долгосрочных задач российской газовой отрасли. "Это позволяет диверсифицировать направления экспортных поставок газа, нивелировать риски его транзита, как в случае трубопроводных поставок, развивать отечественные технологии в сфере производства и транспортировки СПГ, а также осваивать ресурсы в удаленных районах, в том числе арктических. Реализация запланированных СПГ проектов в России может увеличить их производственные мощности в стране в 2,5 раза к 2025 году", – прогнозирует эксперт АЦ.

Согласно расчетам, при успешной реализации только двух российских проектов в области СПГ – "Ямал СПГ" и "Арктик СПГ 2", валютные поступления в казну могут составить более 30 миллиардов долларов ежегодно. Но реализация амбициозных производственных планов диктует не менее амбициозные задачи развития транспортной инфраструктуры региона: производственно-логистический хаб планируется формировать на основе Северного морского пути, что позволит чуть ли не вдвое сократить протяженность торгового маршрута из Азии в Европу.

Доставка грузов здесь ведется круглый год, и, несмотря на весьма сложные метеоусловия, имеет положительную динамику. Если в 2017 году объем перевозок по СМП составил 10 миллионов тонн, то за год он вырос практически в два раза, достигнув к концу 2018-го 18 миллионов тонн. В нынешнем году, по прогнозам, здесь пройдет уже свыше 24 миллионов тонн грузов. А к 2024 году грузооборот по Северному морскому пути должен быть увеличен до 80 миллионов тонн.

Для реализации этой задачи есть все предпосылки, считают в минэнерго. Как рассказал глава ведомства Александр Новак, дальнейший рост будет также в основном обеспечен благодаря освоению месторождений нефти, газа и угля. "Принят широкий спектр мер государственной поддержки разработки запасов углеводородов в Арктике, включающий как фискальные меры, так и меры административного характера. Распоряжение правительства о комплексном плане развития производства СПГ на полуостровах Ямал и Гыдан предполагает особый налоговый режим для новых морских месторождений и обнуление экспортных пошлин для СПГ и НДПИ в Арктике для добычи газа, направляемого на сжижение. Уже сегодня в Ямало-Ненецком автономном округе ведется большая часть добычи газа России. Арктическая зона, в том числе континентальный шельф, обладает большим потенциалом роста – как минимум на 30 – 40 миллионов тонн нефти и до 150 миллиардов кубометров газа", – отметил чиновник.

Для обеспечения прогнозного грузопотока принят комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года. Он содержит проекты дальнейшего развития Северного морского пути и Северного широтного хода. В акватории Севморпути осуществляется транспортировка углеводородного сырья и продукции, произведенной в рамках реализации двух проектов – это освоение Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения (в объеме около 7 миллионов тонн в год) и совместный проект компании "НОВАТЭК" с французскими и китайскими партнерами "Ямал СПГ", который после запуска третьей очереди выйдет на объем примерно 17 миллионов тонн, а в перспективе – до 18 миллионов. Следующим крупным проектом в акватории Севморпути станет "Арктик СПГ 2" на Гыданском полуострове, также реализуемый компанией "НОВАТЭК" совместно с иностранными партнерами. Сейчас идет работа в этом направлении по привлечению иностранных инвесторов. Проектом предусмотрено строительство завода мощностью до 19,8 миллиона тонн СПГ в год и 1,8 миллиона тонн газового конденсата. По словам главы минприроды Дмитрия Кобылкина, анализ текущей и перспективной структуры арктических морских грузопотоков показал, что около 96% объема составляют полезные ископаемые, добываемые в Арктике. "На наш взгляд, точками роста могут стать дополнительные производства СПГ на базе Северо-Ямальской группы месторождений, нефтедобыча на Енисее и добыча угля на Таймыре. Также перспективна отгрузка через Северный широтный ход в порт Сабетта конденсата ачимовских отложений. Для получения результатов необходима интенсификация геологоразведки, проработка мер поддержки технологического оснащения месторождений, в том числе и трудноизвлекаемых запасов. При синхронизации всех проектов – строительство дорог, организация ледокольного транспортного обеспечения – мы сможем снизить затраты на реализацию инвестпроектов", – считает он.

Крупнейшим инвестпроектом с привлечением средств частных инвесторов станет модернизация и строительство железнодорожной сети в северном широтном направлении. Ее протяженность составит почти 500 километров, а с учетом подходов – 2,5 тысячи километров. Эта транспортная сеть позволит соединить Северную и Свердловскую железные дороги, обеспечив вывоз грузов с месторождений северных районов Западной Сибири. В результате пропускная способность полигона увеличится почти на четверть миллиона тонн грузов в год. Общий объем финансирования проекта составляет почти 240 миллиардов рублей, причем в основном это будут деньги частных инвесторов, а бюджетных средств предполагается вложить чуть более 5%.

Проект модернизации железнодорожной сети – лишь один из проектов, которые предстоит запустить, но здесь необходимо учитывать ряд факторов, уточняет министр по развитию Дальнего Востока Александр Козлов. По его словам, требуется увязка воедино всех необходимых мероприятий по достижению ежегодных показателей перевозки грузов по Севморпути, включая номенклатуру, ежегодный объем, планы компаний и грузоотправителей, меры господдержки по реализации проектов в едином большом комплексном плане развития.

И такой план уже на подходе. Так, к 1 июля 2019 года в Госдуму должен быть внесен законопроект о мерах господдержки инвестиций в Арктике. А до начала декабря правительство подготовит проект стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года. Таким образом, дальнейшее освоение перспективных месторождений нефти и газа Арктики и Восточной Сибири будут зависеть от эффективной синхронизации запуска новых месторождений, сроков строительства ледокольного и танкерного флота и создания транспортной инфраструктуры.

К 1 июля нынешнего года законопроект о мерах государственной поддержки инвестиций в Арктике должен быть внесен в Госдуму.

 

 

Квитко Юлия

Версия для печати
screenRenderTime=1