СМИ об РЖД

В скорости и в радости

Решено вернуться к проекту ВСМ "Москва – Санкт-Петербург".

Президент Владимир Путин согласился возродить проект высокоскоростной магистрали (ВСМ) "Москва – Петербург", реализация которого обсуждается со времен СССР. С просьбой поддержать проектирование железной дороги к главе государства обратились гендиректор ОАО "РЖД" Олег Белозёров и врио губернатора Петербурга Александр Беглов. Они ожидают от ВСМ утроения пассажиропотока между городами и "дополнительной динамики развития". Однако эксперты и источники "Ъ" сомневаются в эффективности проекта.

Как стало известно "Ъ", Владимир Путин 10 апреля поддержал начало проектирования ВСМ "Москва – Санкт-Петербург", а также объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта в Петербургском транспортном узле. Положительная резолюция стоит на письме с соответствующим предложением от врио губернатора Петербурга Александра Беглова и гендиректора ОАО "РЖД" Олега Белозёрова. Они утверждают, что с учетом постоянного роста пассажирских железнодорожных перевозок между городами крайне важны развитие сообщения на данном направлении и существенное сокращение времени в пути. ВСМ предусмотрена стратегией развития железнодорожного транспорта до 2030 года и транспортной стратегией РФ, а также "полностью отвечает требованиям майского указа президента".

Целевые показатели проекта предусматривают рост пассажиропотока втрое, до 33 млн человек, и сокращение времени в пути до двух часов, что придаст "дополнительную динамику развитию экономики Петербурга и городских агломераций". Обоснование инвестиций было подготовлено еще в 2009 году и получило положительное заключение Главгосэкспертизы.

В ОАО "РЖД" отказались от комментариев.

В Минтрансе "Ъ" не ответили. Представитель вице-премьера Максима Акимова Сергей Извольский сообщил лишь, что "развитие высокоскоростного железнодорожного движения в России находится в актуальной повестке". Вице-губернатор Петербурга Евгений Елин подтвердил, что письмо готовилось. По его словам, проект рассматривается в рамках развития городской транспортной инфраструктуры наряду со строительством "транспортных полуколец по аналогии с московскими", организацией скоростного сообщения Санкт-Петербург-Главный – Тосно и реконструкцией вокзалов. Источники "Ъ" говорят, что соглашение о строительстве ВСМ может быть подписано на ПМЭФ-2019.

ВСМ "Москва – Петербург" обсуждается со времен СССР. В конце 1991 года для ее строительства было создано РАО ВСМ, ТЭО проекта подготовил "Ленгипротранс": 654,3 км, скорость до 350 км/ч, общие вложения $5 млрд. Срок окупаемости оценивался по-разному, от 7 до 28 лет. Но в 1998 году проект был заморожен, от него остались долги и котлован рядом с Московским вокзалом в Петербурге (там сейчас стоит ТРЦ "Галерея"). Вместо ВСМ провели реконструкцию Октябрьской железной дороги и запустили "Сапсаны". Попытка реинкарнации ВСМ была предпринята в 2006 году: ОАО "РЖД" и "Трансмашхолдинг" создали АО "Скоростные магистрали". В 2011 году компании представили проект стоимостью 696 млрд руб. с запуском сначала в 2017 году, потом в 2018 году.

Но в итоге вместо этого началось активное обсуждение ВСМ "Москва – Казань" как части высокоскоростного коридора "Евразия" от Берлина до Пекина. Первым участком магистрали должен был стать маршрут Железнодорожный – Гороховец (Москва – Нижний Новгород) с вводом в 2024 году. Минтрансу, Минпромторгу и ОАО "РЖД" поручили до 1 марта определиться с технологическим партнером. Но неожиданно ситуация радикально изменилась: возобладала позиция первого вице-премьера Антона Силуанова, выступавшего против проекта.

Президент потребовал снова рассмотреть вариант ВСМ "Москва – Петербург" как более надежный с точки зрения экономики. Теперь вопрос выглядит решенным. Однако, как уверяют источники "Ъ", финансовой модели проекта еще нет, равно как и реальных оценок пассажиропотока. Непонятно, какой класс пассажиров учитывается в приведенных расчетах: "Сапсан", уже курсирующий на этом направлении, принадлежит к премиальному классу, и вряд ли ВСМ будет дешевле. Один из собеседников "Ъ" отмечает неизбежность в такой ситуации внутренней конкуренции между проектами. Другой источник "Ъ" полагает, что они могут быть объединены: технически "Сапсаны" способны ездить по ВСМ. Заново придется вести и переговоры с потенциальными партнерами. На ВСМ "Москва – Казань" претендовали китайцы и немцы, выпуск поездов предполагалось поручить СП "Синары" либо с Siemens ("Уральские локомотивы"), либо с китайской CRRC.

Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров разделяет сомнения источников "Ъ": несмотря на платежеспособный спрос на направлении Москва – Петербург, экономическая эффективность строительства ВСМ "вызывает очень большие вопросы". Рекордный объем перевозок на "Сапсане" – 20,8 тыс. человек в сутки (достигнут 30 апреля 2018 года), а среднесуточный – около 15 тыс. человек в сутки (5,5 млн человек в 2018 году, что на 7% больше, чем в 2017 году), отмечает эксперт. Для адекватных сроков окупаемости ВСМ, по его словам, минимальная цена на билет должна быть в 2,5-3 раза выше, чем сейчас на "Сапсан". Даже с учетом оптимистичных прогнозов роста спроса и отсутствия резкого расширения предложения авиакомпаний-лоукостеров, добавляет эксперт, потенциальный пассажиропоток новой ВСМ в 2026-2027 годах может составить до 7 млн человек при отказе от "Сапсанов" и 4,5 млн человек при их параллельной эксплуатации. Оба варианта не обеспечивают адекватных сроков окупаемости с учетом стоимости строительства ВСМ не менее 700 млрд руб., уверен Михаил Бурмистров. Единственным реалистичным вариантом, по его мнению, остается не строительство новой ВСМ, а комплексная реконструкция действующих путей для увеличения средней скорости "Сапсанов" до 250-280 км/ч, что технически возможно и позволит сократить время в пути примерно до 2,5 часа.

Источник: журнал "Наука и транспорт", 2009 год.

 

Веденеева Анастасия, Скорлыгина Наталья, Цедрик Андрей

Версия для печати
screenRenderTime=1