СМИ об РЖД

Казахстанский уголь подталкивают к Западу

Для него увеличена скидка на транзит в Прибалтику.

ОАО "РЖД" увеличило скидку на поставки казахстанского угля транзитом в порты Балтии и в Польшу – до 60%. Изначально скидка была нужна, чтобы увеличить для казахстанских грузоотправителей привлекательность западного маршрута и разгрузить дальневосточное направление.

Но нынешний рост скидки происходит в условиях ухудшения конъюнктуры на европейских рынках угля и вслед за предоставлением скидки угольщикам РФ при поставках на западные порты. По мнению аналитиков, увеличение скидки также может быть связано с желанием РФ предоставить Казахстану компенсацию за потери от ограничения транзита угля на Украину.

ОАО "РЖД" увеличило скидку на транзитные перевозки угля из Казахстана в порты Прибалтики и в Польшу, а также на возврат порожних вагонов этими маршрутами.

Изначальная скидка в 50%, которая была введена в конце 2018 года, чтобы переключить казахстанских грузоотправителей с забитого дальневосточного направления на более свободное европейское, увеличена до 60%. Тогда предполагалось, что за этот счет на Запад поедут дополнительные 600-700 тыс. тонн казахстанского угля.

Однако в этом году ситуация изменилась. С апреля конъюнктура европейских рынков угля начала заметно ухудшаться, тогда как на Дальнем Востоке осталась благоприятной, из-за чего привлекательность поставок на Запад резко снизилась. Российские угольщики запросили скидку для поставок на порты Северо-Запада, и после долгих дискуссий ОАО "РЖД" с 1 октября ее ввело – но лишь на условии, что пул российских угольщиков поставит туда до конца года не менее 15,9 млн тонн. Однако это не вызвало у угольщиков ликования, поскольку помимо сложностей с организацией поставок в таком объеме спред между европейскими и азиатскими рынками угля вырос настолько, что, как сообщал собеседник "Ъ", скидка, нивелирующая экспортную надбавку, – это плюс $1 на тонну угля, тогда как поставка в восточном направлении – плюс $10 на тонну. В этой связи и для Казахстана европейское направление должно было потерять привлекательность и потребовать дополнительных стимулов.

Параллельно между Казахстаном и Россией идет спор, связанный с ограничением с 1 июня поставок угля, в том числе транзитом из третьих стран, на Украину. Заявки казахстанских предприятий согласовывались не полностью, свои потери предприятия страны оценивали в $11 млн в месяц и одним из вариантов компенсации называли возможность увеличения для угольщиков страны объемов экспорта через российские порты.

Источник на угольном рынке Казахстана рассказал "Ъ", что в начале года угольная промышленность страны просила скидку в 70% – "тогда эти транзитные маршруты в направлении Балтики становились интересными для казахских угольщиков". Что касается привлекательности скидки в 60%, в Ассоциации горно-металлургических предприятий Казахстана "Ъ" не смогли оперативно прокомментировать этот вопрос, поскольку "с учетом снижения цен и спроса на уголь на европейских рынках экономику по этим направлениям даже с учетом скидок надо дополнительно просчитывать".

В ОАО "РЖД" "Ъ" пояснили, что увеличение скидки "направлено на повышение конкурентоспособности российских железных дорог и привлечение дополнительного объема груза". Максим Худалов из АКРА связывает увеличение скидки с желанием российских властей предоставить компенсацию за перебои с поставками казахского угля на Украину. При этом, отмечает аналитик, европейская конъюнктура сейчас улучшилась и, возможно, с учетом скидки дает неотрицательную рентабельность. Что касается конкурентных условий с российскими угольщиками, господин Худалов полагает, что даже с учетом скидок для последних они примерно равные, поскольку казахстанский уголь в среднем имеет более низкую себестоимость добычи.

 

Зайнуллин Евгений, Константинов Александр, Скорлыгина Наталья

Версия для печати
screenRenderTime=1