СМИ об РЖД

РЖД и Сербия договорились о подготовке контракта на модернизацию линии до границы с Черногорией

Генеральный директор ОАО "Российские железные дороги" Олег Белозёров и зампред правительства, министр строительства, транспорта и инфраструктуры Сербии Зорана Михайлович договорились о совместной реализации проекта по комплексной модернизации железнодорожного участка линии Белград – Бар, идущей из столицы этой страны до границы с Черногорией.

Соответствующее соглашение о намерениях стороны подписали в ходе визита премьер-министра РФ Дмитрия Медведева в Белград в субботу. Речь идет о реконструкции 210-километрового участка Вальево (в 70 км к юго-западу от Белграда) – Врбница – Бар.

"В документе подчеркивается приверженность активному развитию взаимовыгодного сотрудничества по проектам в области железнодорожного транспорта и выражается намерение выйти на подписание нового контракта", – уточняется в материалах к визиту Медведева.

 

Большие планы

Проект реконструкции участка Вальево – Бар обсуждался на встрече Белозёрова с Михайлович и сербским президентом Александром Вучичем в декабре 2018 г. По ее итогам компания заявила, что власти Сербии подтвердили заинтересованность в расширении российского участия в строительстве и модернизации железнодорожной инфраструктуры в этой стране.

В январе "дочка" РЖД – ООО "РЖД Интернешнл" (РЖДИ) – заключила с АО "Инфраструктура железных дорог Сербии" контракт, предусматривающий разработку проекта для реконструкции линии для "последующих работ". Документ также предусматривает, что РЖДИ спроектирует и построит единый диспетчерский центр (ЕДЦ) по управлению движением поездов в Сербии. По экспертным оценкам, его создание займет около трех лет.

Кроме того, договор предполагает выполнение работ и поставку материалов в рамках второго этапа реконструкции, модернизации и строительства (под скорость 200 км/ч) двухпутной железной дороги на участке Стара Пазова – Нови Сад (40,44 км) на линии Белград – Будапешт. В частности, будут созданы электротехническая инфраструктура, силовые электроэнергетические и архитектурно-строительные сооружения, сопутствующие объекты, осуществлено регулирование водотоков и обустройство полосы землеотвода, уточняли РЖД.

В субботу компании подписали дополнительное соглашение к этому контракту. Отмечается, что создание ЕДЦ будет сопровождаться модернизацией и реконструкцией систем сигнализации, централизации и блокировки, связи и телекоммуникаций.

Общая стоимость контракта – 230 млн евро. В субботу замглавы Минфина РФ Юрий Зубарев и министр финансов Сербии Синиша Мали подписали межправительственное соглашение о предоставлении Сербии государственного экспортного кредита. Его выделение (на сумму 172,5 млн евро) накануне визита Медведева в Белград прокомментировал первый зам. главы аппарата правительства РФ Сергей Приходько. "(Соглашение) создаст условия для участия российской стороны в следующем этапе модернизации сербской железнодорожной инфраструктуры, включая сооружение диспетчерского центра", – сказал он.

 

На пути к концессии

При этом также Приходько дал понять, что проект строительства в Сербии единого диспетчерского центра по управлению перевозками откроет путь для обсуждения вопроса о передаче российской стороне в концессию местной железнодорожной сети или управлении отдельными процессами на ней. "Предложено комплексное решение, которое базируется на значительном опыте, инновациях, технологиях. Оно позволит Сербии выйти на качественно новый уровень управления процессом перевозок, значительно повысит их экономическую эффективность и безопасность. У железных дорог (страны) откроются новые перспективы развития и значительно улучшатся бизнес-показатели", – заявлял он.

"Создание ЕДЦ – это начальный этап для обсуждения с сербской стороной перспектив дальнейшего сотрудничества, в том числе в вопросах возможной концессии или управления отдельными процессами на железной дороге", – добавлял Приходько, отвечая на вопрос возможно ли в связи со строительством диспетчерского центра передача железных дорог Сербии в управление или концессию "Российским железным дорогам". Он также отмечал, что проект позволит развивать экспорт продукции из РФ.

РЖД, в частности, фигурируют еще в одном договоре, подписанном в субботу, – меморандуме между Министерством промышленности и торговли РФ и министерством экономики Сербии о локализации российских промышленных производств в этой стране. В рамках реализации инициированного Минпромторгом вопроса создания в Сербии российской промышленной зоны в 2017 г. была проведена бизнес-миссия российских компаний для рассмотрения соответствующих перспектив в особых экономических зонах республики (ОЭЗ), отмечается в материалах правительства.

В ходе этого визита проведены переговоры с руководством ОЭЗ, главами администраций городов, представителями профильных ведомств и деловых ассоциаций. По итогам бизнес-миссии Минпромторг подготовил и согласовал с МИДом РФ проект подписанного в субботу меморандума. "(Это) станет первым шагом для размещения российских промышленных производств в Сербии. Потенциальными участниками российской промзоны могли бы стать также российские производители автомобильной техники", – отмечается в материалах к визиту.

 

Устойчивые связи

С 2014 г. "Российские железные дороги" реализуют в Сербии договор о строительстве и реконструкции железнодорожной инфраструктуры. Он был заключен в 2013 г. в рамках межправительственного соглашения. Общая сумма – $941 млн. Проект, в том числе, реализуется "РЖД Интернешнл" на предоставленный Сербии российский кредит в размере $800 млн. В январе Белозеров отмечал, что выполнены работы почти на $550 млн.

Изначально в рамках этой программы на линии Белград – Бар в сторону Черногории заявлялась реконструкция участка Белград – Врбница общей протяженностью 200 км (эта информация содержится в официальном релизе РЖДИ по случаю подписания документа от 2013 г.). Однако сейчас в портфолио компании проект обозначен как "реконструкция участка Ресник – Валево протяженностью 77,6 км" на линии Белград – Бар (длина сербского участка – 287 км). Он реализован в 2016-2017 гг.: обновлено земляное полотно, два тоннеля и 17 мостов, контактная сеть, системы сигнализации и телекоммуникации, отремонтированы инфраструктурные объекты вдоль линии, в том числе 10 станций.

Кроме того, заключенный в 2014 г. российско-сербский договор предусматривает строительство и электрификацию 16 км второго пути линии Белград – Панчево, реконструкцию шести участков общей протяженностью 112 км панъевропейского железнодорожного коридора, обновление существующего и строительство второго нового пути на участке железной дороги Стара Пазова – Нови Сад (44 км). Первые три проекта также реализованы. Помимо этого, в Сербию ранее были поставлены 27 дизель-поездов производства ОАО "Метровагонмаш" (Мытищи, Московская область, актив группы "Трансмашхолдинг", ТМХ).

Вместе с тем, ранее отмечалось, что "Российские железные дороги" готовы рассмотреть возможность сотрудничества в проекте строительства железнодорожной линии Новый Белград – аэропорт Никола Тесла, а также участие в реконструкции участков Яинци – Мала Крсна и Ниш – Димитровград. Приходько комментируя эти намерения накануне субботнего визита Медведева, заявил, что "российские специалисты отслеживают все тенденции и планы развития железнодорожного транспорта в Сербии, включая проекты, которые сербская сторона прорабатывает и планирует к реализации".

"Что касается аэроэкспресса, то эксперты внимательно изучают проект строительства линии, которая соединила бы Новый Белград и аэропорт им.Николы Теслы. Учитывается, в том числе, реальная загрузка аэропорта, количество перевозимых пассажиров на ближайшую обозримую перспективу, альтернативные варианты доставки до аэропорта. Заинтересованность в расширении столичного пригородного сообщения в Сербии проявляет ТМХ", – говорил он.

"К нашим работам руководство (Сербии) относится с большим позитивом, видит, что это меняет экономический ландшафт, видит компетенции. В ряде случаев здесь в Сербии работают кроме РЖД коллеги из других стран. В рамках их договорных обязательств просят нас выполнить определенные работы. Мы с удовольствием идем навстречу", – заявлял в январе Белозёров.

В 2017 г. РЖДИ также подписал контракт субподряда с испанской AZVI о выполнении работ по устройству пути на Жежелевом мосту через Дунай в г. Нови Сад. "Работаем и за деньги Евросоюза. Испанцы предложили нам сотрудничество, и мы с ними реализуем небольшой контракт", – говорил в этой связи генеральный директор "РЖД Интернешнл" Сергей Павлов. В апреле, после 19-летнего перерыва, было возобновлено регулярное железнодорожное движение по новому мосту.

 

Версия для печати
screenRenderTime=0