СМИ об РЖД

22.05.2019РБК daily

Генерального директора по развитию пассажирского транспорта компании "Трансмашхолдинг": "Важной составляющей в производстве вагонов стала эстетика чистоты"

О том, какой комфорт вагоностроители сегодня обеспечивают пассажирам, "РБК+" рассказал заместитель генерального директора по развитию пассажирского транспорта компании "Трансмашхолдинг" АЛЕКСАНДР ЛОШМАНОВ.

- Насколько успешно идет внедрение инновационных решений в отечественном пассажирском вагоностроении?

- В этой сфере можно выделить два направления. Первое касается эксплуатационных характеристик, например, плавности хода. Мы с 2020 года переходим на новый тип вагонов на тележке с пневмоподвешиванием, позволяющей улучшить этот показатель. Активно внедряются энергосберегающие решения. К данному направлению можно отнести и системы создания в вагонах микроклимата и подготовки воздуха, появление душевых кабин, адаптивного освещения.

Второе важнейшее направление – предиктивная диагностика, то есть предсказание возможного отказа элементов оборудования подвижного состава на раннем этапе. Как только система выявляет какие-то отклонения в работе, сразу подается сигнал, служащий основанием для диагностики. Эта технология относится к сфере интернета вещей.

Инновационные решения позволяют повысить и комфорт для пассажиров, и эффективность использования подвижного состава. Мы соединили между собой два вагона, за счет чего удалось сократить часть электрооборудования. При этом внутри такого двухвагонного сцепа с герметичным переходом создается сервисная зона с вендинговыми аппаратами, где можно приготовить кофе, купить легкие закуски. В перспективе она может стать полноценной круглосуточной зоной самообслуживания пассажиров. Говоря об инновациях, не могу не упомянуть об аромадизайне. Скорее всего, в ближайшее время будут предприняты первые попытки реализовать его в подвижном составе. Скажем, запахи свежесваренного кофе с булочкой по утрам или полевых цветов.

Кроме того, важной составляющей в производстве вагонов стала эстетика чистоты, когда в туалетной комнате ни до чего не нужно дотрагиваться, поскольку все оборудовано сенсорами – подача мыла, воды, сушилка.

- Как вы решаете задачу модернизации производства?

- За последние 10-15 лет наше производство очень сильно обновилось. Сегодня наша производственная площадка – Тверской машиностроительный завод – одно из крупнейших предприятий России и Европы с широчайшей линейкой выпускаемой продукции. Его оснащение соответствует самым современным достижениям науки и техники. Тем не менее программа обновления оборудования продолжается: в текущем году покупаем лазерные комплексы для резки, станки, оборудование. Но самое важное - нам удалось сохранить костяк конструкторов – это то, что сегодня на рынке на вес золота. В "Трансмашхолдинге" создан большой инжиниринговый центр, в котором объединены все конструкторы, есть программы дальнейшего развития по направлениям. Кроме того, мы взаимодействуем с профильными вузами, растим своих специалистов, проводим переподготовку кадров. Также развиваем школу промышленного дизайна вместе с ведущими зарубежными специалистами, с которыми работают все мировые производители. Надеемся, и у нас в России по дизайну скоро появятся специалисты мирового уровня.

- В каком режиме будет обновляться пассажирский парк?

- У нас с "Федеральной пассажирской компанией" заключен долгосрочный контракт, в рамках которого до 2025 года действует график поставки вагонов. В среднем – порядка пятисот вагонов в год, что, в целом, соответствует программе обновления российского парка. А с учетом того, что около тысячи из них – двухэтажные, то с точки зрения пассажиромест это будет еще более ощутимое обновление.

Поставки будут осуществляться в несколько этапов. Первый включает модернизацию вагонов в текущем году, затем выпуск новых, также в этом году, во втором полугодии. В 2020-м – значительно обновляем двухэтажные вагоны и создаем новый тип одноэтажных с пневмоподвешиванием, а также будем интегрировать все актуальные новшества. С 2023 года появится новый инновационный подвижной состав - электропоезда с обновленными вагонами локомотивной тяги. Они позволят использовать технологию формирования поезда push-pull, когда один из вагонов оборудован кабиной управления. Это позволяет более эффективно использовать подвижной состав, экономить время и затраты на маневрирование.

Очень важный технологический момент - увеличение межремонтных сроков вагонов в несколько раз, в некоторых случаях – в 10. Это вызов, и конструкторы работают над этим. Технические и конструктивные решения обновляются очень быстро. Вместе с тем основной пункт в договоре с ФПК предусматривает, что 85% комплектующих должны быть отечественного производства. Мы вместе с партнерами работаем над самыми современными элементами подвижного состава и стараемся быть на шаг впереди других участников рынка.

- Какая доля подвижного состава в результате будет заменена?

- Объем по контракту составляет 3730 вагонов. Итого к 2025 году можно говорить о том, что будет обновлено порядка четверти вагонов всего эксплуатируемого в России парка.

- Ранее вы рассказывали "РБК+" о тенденциях в пассажирском вагоностроении с точки зрения требований пассажиров. Каким образом удается следовать новым тенденциям?

- Для производителя и перевозчика главное сегодня – потребности пассажира. В основе два фактора – время в пути и комфорт. Поэтому нами отрабатывается организация в поездах небольших бизнес-центров для работы в пути, зон для пассажиров с детьми и даже создание тренажерных залов. Главный запрос формулируется так, чтобы у пассажиров была возможность эффективно и с пользой провести время в поездке. Бионический тренд в дизайне (естественные линии, природные материалы) получает все большее развитие. Использование модульных конструкций в оборудовании вагонов не менее актуально – срок службы новых вагонов будет составлять около 40 лет, и периодическое обновление должно осуществляться с минимальными затратами.

- Соответствуют ли эти тренды мировым?

- Безусловно. Это актуально для всех видов транспорта. Но за рубежом сегодня очень мало спальных, ночных вагонов. А в России из-за значительных расстояний специфика такова, что спрос со стороны пассажира на поезда, находящиеся в пути более двух суток, достаточно высок. При этом основные технические элементы должны соответствовать современным тенденциям.

Лошманов Александр

Версия для печати
screenRenderTime=0