СМИ об РЖД

Сергей Собянин: реставраторы спасают историю

Восстановим все!

Мэр Москвы Сергей Собянин в интервью "Вечерней Москве" рассказал, как восстанавливают ВДНХ и другие памятники архитектуры и во сколько этот ремонт обходится городу.

– Сергей Семенович, на прошлой неделе Вы вручили награды победителям конкурса "Московская реставрация". В этом году число его участников побило рекорд – более сотни заявок. С чем вы связываете рост популярности конкурса?

– В этом году мы завершили реставрацию 184 памятников архитектуры. Всего же с 2010 года – 1167 объектов. Огромные объемы реставрации – отсюда и большое число заявок на конкурс. Жюри конкурса было из чего выбирать.

– Как реставрация исторических зданий влияет на окружающую городскую среду?

– На мой взгляд, реставрацию и благоустройство городской среды разделить просто невозможно. Это две стороны одной медали. Поэтому на протяжении последних лет мы упорно занимались тем, что реставрировали памятники, ремонтировали фасады, приводили в порядок улицы, площади и скверы, создавали новые парки.

Эта работа казалась бесконечной. И первый вопрос, который мне задавали люди: "Ну сколько еще мы будем мучиться, ну когда же можно будет наслаждаться городом?"

Уходящий год стал точкой, когда многие объекты и решения были реализованы и дали синергию. Москва, как бы враз, стала красивее, комфортнее и дружелюбнее. Но это итог всей огромной работы предыдущих лет.

– Где сегодня сконцентрированы основные реставрационные работы в Москве?

– На ВДНХ. Несколько лет назад мы приняли эту территорию настолько в ужасном состоянии, что сегодня требуется привести в порядок буквально каждый клочок земли и реставрировать каждый квадратный метр исторических зданий. Причем делать это, не закрывая ВДНХ и не лишая москвичей и гостей столицы возможности отдохнуть на главной выставке страны.

Фонтан "Золотой колос" был разрушен фактически до основания. Молодое поколение никогда не видело это фантастическое зрелище-66 струй воды высотой до 25 метров.

Мы не просто восстановили "Золотой колос". Вокруг него был создан ландшафтный парк, очищены пруды, созданы пешеходные дорожки, высажены цветы и деревья. И теперь "Золотой колос" – уже не одинокая скульптура на сером фоне. Фонтан стягивает вокруг себя огромное благоустроенное пространство. Павильон "Космос" – трудно было поверить в то, что его можно вернуть к нормальной жизни. Там был дикий рынок и полная разруха, на голову сыпались стекла и ржавые детали конструкций. Сегодня он не только замечательно реставрирован. Буквально по крохам воссоздана коллекция экспонатов, рассказывающих об истории освоения космоса. И когда я встречался с космонавтами, которые пришли в новый музей, надо было видеть их лица. Точно такая же история с другими павильонами. Мало привести в порядок сами здания. Очень важно, чтобы они наполнялись новой жизнью, чтобы в них открывались музеи, театры, образовательные и развлекательные центры, которые будут притягивать тысячи людей.

– Реставрационные работы на ВДНХ пока далеки от завершения?

– Результат виден уже сегодня. Когда я несколько лет назад бывал на ВДНХ, окружающая действительность просто вгоняла в депрессию. Сейчас, когда стоишь на Центральной аллее, тебя начинает захватывать величие этого места, которое уже явственно проступает за паутиной лесов.

Я надеюсь, что пройдет еще буквально год-два – и вся эта красота заискрится, засветится новыми красками. И ВДНХ вновь станет настоящей жемчужиной не только Москвы, но и всего мира.

– ВДНХ – единственный лауреат премии " Московская реставрация"?

– Нет, конечно. Награды получили 23 лучших объекта реставрации Москвы. Например, на станции Подмосковная, где сегодня обслуживаются "Ласточки" МЦК, провели реставрацию исторического паровозного депо.

На улице Дубки восстановили старейшую в Москве трамвайную остановку. Казалось бы, транспорт и памятники архитектуры – совершенно разные вещи. Но на самом деле это не так. Eжегодно мы реставрируем и ремонтируем десятки станций метро, железнодорожных станций, депо, парков, гаражей, максимально бережно сохраняя исторические детали.

– Вы говорите о павильонах ВДНХ, паровозном депо, трамвайной остановке. Но для большинства москвичей памятники – это храмы и исторические здания в центре Москвы.

– В центре тоже идут огромные работы. В этом году лауреатами премии "Московская реставрация" стали специалисты, которые реставрировали храм "Большое Вознесение" на Большой Никитской улице и церковь митрополита Петра на Петровке. В Зарядье завершили реставрацию Палат бояр Романовых.

Но особенно, конечно, порадовало окончание реставрации Малого театра. Больше 10 лет на Театральной площади стояли леса и висели строительные сетки. Сначала работы шли в Большом, потом в Малом театре. Теперь все это позади, и обновленная Театральная площадь вместе с Петровкой, Неглинной и Большой Дмитровкой вновь сияют во всей красе.

– Какой вклад в дело реставрации памятников могут внести общественники и волонтеры?

– Работы просто непочатый край. Это – популяризация памятников, добровольный труд, общественный контроль состояния памятников.

В последние годы энтузиасты нашли еще одну интересную нишу. Они находят и восстанавливают старинные надписи и вывески, которые когда-то были сняты или замазаны в ходе многочисленных ремонтов. Эти городские детали очень важны, они придают старым домам особый шарм, которого порой так не хватает.

– Eсть ли памятники, за которые у вас, что называется, болит душа? Судьба которых волнует больше всего?

– Когда в 2010 году мы начинали нашу реставрационную программу, специалисты насчитали 1325 памятников архитектуры, которые находились в плохом состоянии.

Сегодня число проблемных объектов сократилось до 248 зданий. Тем не менее, каждое из них вызывает тревогу. Все они взяты на контроль – по каждому будем искать решение: заставлять собственников приводить их в порядок, искать инвесторов или ремонтировать за счет бюджета.

Насколько затратным является восстановление памятников архитектуры?

– Удовольствие, конечно, не дешевое. В 2017 году в реставрацию было вложено 34 млрд рублей. В этом году цифра, конечно, возрастет. Но на долю городского бюджета приходится меньше половины этой суммы. Все остальное вкладывают частные инвесторы, меценаты или федеральные ведомства.

– Что побуждает частников вкладывать свои средства в реставрацию?

– Мотивы разные. Кто-то является собственником памятника и заботится о нем как любой нормальный хозяин. Кто-то выступает в качестве спонсора и благотворителя.

15 памятников, находившихся в аварийном состоянии, мы спасли, передав их в льготную аренду по 1 рублю за квадратный метр, но с условием, что арендатор восстановит их за свой счет. Огромные средства в реставрацию своих памятников вкладывают федеральные ведомства: Минкультуры, МИД, Минобороны, "Российские железные дороги" и Управление делами президента.

Множество независимых друг от друга источников финансирования дает гарантию, что процесс реставрации московских памятников не остановится. Наоборот, он станет постоянным. Это очень важно.

– Наших читателей волнует судьба конноспортивного комплекса "Битца". Построенный к Олимпиаде-80, он в последние годы переживает не лучшие времена и нуждается в серьезном ремонте. Что планируете здесь сделать?

– Основные сооружения "Битцы" не знали ремонта с момента открытия почти 40 лет назад. Первые работы мы начали в прошлом году, но их объем явно недостаточен. Поэтому я поручил разработать и реализовать проект комплексного развития конноспортивного комплекса "Битца".

Во-первых, здесь будут отремонтированы все существующие объекты.

Во-вторых, на территории комплекса предполагается разместить детские и спортивные площадки, площадки воркаута, кафе и другие объекты для отдыха и развлечений местных жителей.

В-третьих, мы рассматриваем возможность строительства двух новых крытых манежей с гостевыми денниками (стойлами для лошадей) – это позволит проводить в "Битце" крупные всероссийские и международные соревнования.

В результате реконструкции КСК "Битца" станет одной из лучших в Eвропе конноспортивных баз и еще одним местом отдыха для жителей Чертанова.

В 2017 году в реставрацию было вложено 34 миллиарда рублей. На долю бюджета приходится меньше половины этой суммы.

 

Зименко Юлия

Версия для печати
screenRenderTime=1