СМИ об РЖД

06.03.2018Газета "Московский железнодорожник" (Московская железная дорога)

Наследники плана ГОЭЛРО

Коллектив Московско-Курской дистанции электроснабжения (ЭЧ-1), одной из старейших не только на полигоне столичной магистрали, но и на всей сети железных дорог России, отмечает свое 85-летие. 8 марта 1933 года был сдан в эксплуатацию электрифицированный участок Москва – Обираловка (ныне станция Железнодорожная).

– Появление нашего предприятия напрямую связано с планом электрификации России, известного как "План ГОЭЛРО", – говорит начальник дистанции Андрей Лапкин. – В этом плане есть раздел "Электрификация и транспорт", в котором было записано: электрифицировать несколько тысяч верст железных дорог. Тогда и были очерчены контуры нашего предприятия.

Андрей Михайлович открывает объемистый альбом, много лет назад подготовленный энергетиками к очередной круглой дате.

– Обратите внимание на этот документ, – показывает он. – Это рапорт, направленный в 1933 году руководством Московско-Курской железной дороги Центральному Комитету ВКП(б). В нем железнодорожники докладывают о том, что дистанция контактной сети Московско-Курской железной дороги – так тогда называлось наше предприятие – вошла в строй: "Выполняя директивы ленинской партии и приказ Наркомпути о реконструкции железнодорожного транспорта, рабочие, ИТР и служащие Московско-Курской железной дороги одержали новую победу в области электрификации железных дорог. При остром недостатке стройматериалов и оборудования 8 марта, на 83 дня ранее намеченного срока, пускаем в эксплуатацию электрифицированный участок Москва – Обираловка". Как видите, его строительство находилось под пристальным вниманием политического руководства страны, что говорит о значимости объекта.

Важно и то, что дистанцию строили собственными силами, без участия зарубежных специалистов, применяли отечественное оборудование. Проектировало энергоучасток специальное бюро, созданное при службе связи Московско-Курской железной дороги. Большую помощь ему оказали крупнейшие ученые того времени – члены-корреспонденты Академии наук СССР, профессора Алексей Лебедев, Вадим Шевалин, Дмитрий Минов.

В годы Великой Отечественной войны энергоучасток ликвидировали, а оборудование тяговых подстанций и контактной сети демонтировали и отправили вглубь страны. Восстановление началось после разгрома немцев под Москвой. И уже к 1953 году ток "побежал" до Серпухова и Петушков. А в 1965-м началась коренная реконструкция. Появилась новая тяговая подстанция Перерва с двумя выпрямительными агрегатами. В 1970 году введена в строй тяговая подстанция Каланчевская для снабжения энергией курского, горьковского, ярославского, волоколамского, дмитровского и можайского направлений.

Свое нынешнее название ЭЧ-1 получила в 1986 году. Вплоть до октября 2003-го она входила в состав МЖД. Сейчас дистанция – структурное подразделение Московской дирекции по энергообеспечению Трансэнерго, возглавляемой Николаем Ивлевым.

Сегодня эксплуатационная длина электрифицированных участков, которые обслуживает дистанция, – 138,5 км. Больше всего – 83,3 км – двухпутных и 32,9 км – четырехпутных участков. Энергетики обслуживают без малого 600 км развернутой длины контактной сети, почти 72 км линий автоблокировки, 151,6 км кабельных линий.

Но, конечно, главное богатство предприятия – это люди. В течение пяти лет, начиная с 1933 года, начальником дистанции был Г.М. Степанов. К сожалению, история не сохранила полностью его имени. Зато все железнодорожники, работающие на полигоне столичной магистрали, хорошо знают имя Николая Фомича Синицына. Он руководил Московско-Курской дистанцией с 1984 по 1986 год, после чего трудился начальником службы электроснабжения, заместителем начальника Московской железной дороги. А сейчас занимает пост председателя Дорпрофжела на МЖД.

– Николай Фомич, когда бы мы к нему ни обратились, всегда оценит ситуацию, если надо, поддержит и словом, и делом, – говорит Андрей Лапкин.

В числе тех, кем гордится коллектив, и Маргарита Феофановна Меламед. Выпускница МИИТ, она пришла на предприятие после окончания войны, получив перед этим производственную закалку в эвакуации в Сибири. Много лет Маргарита Феофановна, принявшая эстафету своей коллеги Эльги Суринян, трудилась в должности главного инженера Московско-Курской дистанции электроснабжения. И сегодня, уже перешагнув порог 90-летия, Маргарита Феофановна, ставшая основательницей железнодорожной династии, не порывает связей с коллективом.

Нынешний начальник дистанции Андрей Лапкин пришел на предприятие после службы в армии, постепенно поднялся по всем ступеням профессионального роста, со временем возглавив коллектив. На этот же пост Андрей Михайлович вернулся после длительной командировки.

– В дистанции трудится 167 человек, 149 из них – в эксплуатации, – знакомит с дистанцией Андрей Лапкин. – Они обслуживают шесть районов контактной сети, два района электроснабжения, девять тяговых подстанций.

В числе тех, кто вносит большой вклад в достижения московско-курских энергетиков, начальник Подольского района контактной сети Евгений Кондратович, чей стаж работы на железной дороге – 15 лет. Начальник Серпуховского района контактной сети Сергей Макогонов, работающий в этой должности свыше 8 лет. Более четверти века отдал дистанции старший электромеханик ремонтно-ревизионного участка Сергей Карпов. Молодой и перспективный руководитель – начальник Московского района электроснабжения Андрей Воинов, являющийся и общественным инспектором по безопасности движения. Старший электромеханик тяговой подстанции Александр Бобров – великолепный знаток своего дела, новатор и отличный хозяйственник.

Есть здесь и династии. К примеру, Коваленко и Семеновы.

Сейчас в дистанции трудятся братья Коваленко: Сергей – старший электромеханик тяговых подстанций. Наставник, рационализатор, обладатель звания "Лучший командир среднего звена" и Олег – электромеханик этой же тяговой подстанции, общественный инспектор по безопасности движения, также наставник и рационализатор. В июле 2017 года Олег в очередной раз занял первое место в конкурсе "Лучший по профессии", прошедшем на Московской железной дороге. Такими их воспитали родители – Софья Михайловна и Борис Сергеевич – железнодорожники с 40-летним стажем. Борис Сергеевич пришел сюда по распределению. Много лет он был начальником тяговых подстанций Чехов и Серпухов.

Без малого 40 лет отдали родному предприятию Ирина Анатольевна и Николай Иванович Семеновы. Ирина Анатольевна была кадровиком. Сейчас – на заслуженном отдыхе, является председателем совета ветеранов дистанции. Николай Иванович был начальником Столбовского района электроснабжения. Окончив в 2003 году МИИТ, пришел в ремонтно-ревизионный участок ЭЧ-1 Андрей Семенов, затем он руководил Московским районом электроснабжения, стал заместителем начальника дистанции, главным инженером технического центра электрификации и электроснабжения. С 2017 года Андрей Николаевич – заместитель начальника Московской дирекции по энергообеспечению. 26 лет отдала транспорту энергодиспетчер Елена Семенова, считающаяся прекрасным профессионалом.

Коллектив ЭЧ-1 достойно встречает юбилей. В 2017 году при плане 501 млн 483 тыс. руб. расходы по перевозочным видам деятельности составили в Московско-Курской дистанции электроснабжения 497 млн 404 тыс. При этом выполнены обязательства по оплате труда, отчислениям на соцнужды, сокращены расходы на материалы, топливо, электроэнергию. Так, экономия по последней из названных позиций достигнута благодаря применению датчиков движения, позволяющих сократить потребление электроэнергии на освещение помещений общего пользования, а также оптимизации работы оборудования. Расход топлива уменьшен за счет разработки кратчайших маршрутов доставки на автотранспорте персонала и оборудования к месту работ. Производительность труда в 2017 году при плане 103,9% достигла 105%.

Встречая юбилей, коллектив Московско-Курской дистанции электроснабжения с оптимизмом смотрит в будущее. Труд энергетиков востребован и достойно оплачивается, внедряются передовые технологии и техника. Люди чувствуют социальную защищенность, которую им обеспечивает партнерство администрации и профкома, возглавляемого Натальей Милехиной. А праздник – повод вспомнить прошлое и сделать задел на будущее.

 

Фото: из архива ЭЧ-1.

 

Вера Чубарова.

Версия для печати
screenRenderTime=1