СМИ об РЖД

Магистраль прошла через правительство

ВСМ "Челябинск – Екатеринбург" стала частью федеральной схемы территориального планирования.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о внесении проекта высокоскоростной магистрали "Челябинск – Екатеринбург" в федеральную схему территориального планирования. Согласно документу, железнодорожная линия пройдет через Сысерть, Снежинск, аэропорты Кольцово и Челябинск и будет рассчитана на 49 пар поездов в сутки. Также глава правительства уполномочил Минтранс РФ рассмотреть предложение о заключении концессионного соглашения по созданию магистрали. Эксперты отмечают, что проект, несмотря на все заявления, вряд ли будет реализован, поскольку до сих пор реального интереса инвесторов к нему нет.

Правительство России внесло проект строительства Уральской высокоскоростной железнодорожной магистрали (УВСМ) Челябинск – Екатеринбург в схему территориального планирования в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного) и автомобильных дорог федерального значения, утвержденную 19 марта 2013 года. Соответствующее распоряжение, подписанное премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым, опубликовано на официальном сайте кабмина.

Согласно документу, пропускная способность УВСМ составит 49 пар поездов в сутки, трасса пройдет через Екатеринбург, Белоярский, Арамильский, Сысертский городские округа Свердловской области, Каслинский, Сосновский, Кунашакский, Красноармейский районы Челябинской области и Челябинск. В рамках создания УВСМ планируется реконструкция вокзалов в Екатеринбурге (пропускная способность – девять пар поездов в сутки), Челябинске (21 пара в сутки), станции Шарташ в Свердловской области (девять пар в сутки). Также предусмотрено строительство пяти новых станций: Кольцово-УВСМ, Сысерть-УВСМ, Снежинск-УВСМ, Сулейманово-УВСМ, Баландино-УВСМ. Пропускная способность каждой из них составит 44 поезда в сутки. Кроме того, в Челябинске планируется построить депо "Тракторстрой-УВСМ" производственной мощностью 600 технических обслуживаний и 20 текущих ремонтов в год.

Вместе с внесением проекта строительства УВСМ в территориальную схему, председатель правительства подписал распоряжение, которым установлены полномочия Министерства транспорта России рассматривать предложения о заключении концессионного соглашения по созданию магистрали. В январе этого года хозяйственное партнерство "Уральская скоростная магистраль", созданное для реализации проекта в рамках частной инициативы, направило предложение о заключении соглашения в правительство РФ.

"Внесенные изменения создают правовые основания для принятия решений о резервировании земель, о переводе земель из одной категории в другую, о разработке документации по планировке территории в целях создания объектов федерального значения и выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства", – говорится в документе правительства РФ.

"Считаю важным внесение проекта ВСМ "Челябинск – Екатеринбург" в федеральную схему территориального планирования. Это еще один большой шаг в реализации проекта, и мы теперь полностью учитываем все вышесказанное и принятое в стратегии развития региона до 2035 года", – прокомментировал губернатор Челябинской области Борис Дубровский.

Как сообщает министерство экономического развития Челябинской области, входящее в хозпартнерство "Уральская скоростная магистраль", строительство ВСМ должно начаться в 2020 году, завершиться – в 2024-м. Запуск линии в эксплуатацию намечен на 2025 год. Таким образом, власти и инвесторы рассчитывают успеть к международной выставке "Экспо-2025", на проведение которой претендует Екатеринбург. Общая стоимость проекта, согласно концессионной инициативе, составит 360 млрд руб. Концедентом и собственником магистрали станет государство, концессионером – хозпартнерство "УСМ", срок соглашения – 32 года. Возврат инвестиций будет обеспечен за счет доходов от эксплуатации линии, "а также за счет платы концедента из бюджета Российской Федерации", говорится на сайте регионального министерства.

В состав учредителей хозпартнерства "Уральская скоростная магистраль", по данным "СПАРК-Интерфакс", входят министерство имущества Челябинской области, Корпорация развития среднего Урала, а также ООО "РВМ ВСМ" ("дочка" "РВМ Капитал"), АО "РМК" и ПАО "ЧТПЗ". Все совладельцы имеют равные доли – 20% (по 50 млн руб.), также небольшая доля у гендиректора Сергея Бревнова (10 тыс. руб.).

"РВМ Капитал", РМК и ЧТПЗ станут инвесторами проекта, стратегическим партнером выступают "Российские железные дороги". В июне прошлого года хозпартнерство также подписало соглашение с китайской China Railway Group Limited, согласно которому сотрудничество будет вестись по ряду направлений – выбор необходимой инфраструктуры, проработка механизмов управления рисками и вопросов эксплуатации после строительства, возможности предоставления финансирования на реализацию проекта.

Ранее в пресс-службе областного правительства сообщали, что к марту будет сформирован окончательный список инвесторов. Однако, по словам Сергея Бревнова, этот перечень в ближайшее время может дополняться. "Круг партнеров постоянно расширяется, проект не стоит на месте, поэтому говорить, что список сформирован окончательно, пока преждевременно. Ожидается, что, помимо крупных промышленных групп, к проекту в недалекой перспективе подключатся ведущие российские и зарубежные компании по строительству железнодорожной инфраструктуры. Сейчас ведутся переговоры, но имена потенциальных инвесторов пока не раскрываются", – прокомментировал гендиректор "Уральской скоростной магистрали".

По мнению директора консалтинговой компании "Кэмп" Якова Гуревича, несмотря на заявления и активность властей, проект, скорее всего, реализован не будет. "Вероятность реализации этого проекта нулевая, его инвестиционная привлекательность соответствующая. Заявленные 360 млн руб. – это правдоподобная стоимость проекта, однако непонятно, кто станет эти деньги вкладывать. В такие проекты инвестируют исключительно банки, а пока ни с одним банком договор не подписан. Это и понятно, ведь чтобы инвестировать, нужно понимать, откуда можно получать прибыль, а никакого обоснования инвестиционной привлекательности ВСМ нет", – говорит эксперт.

Пропускная способность высокоскоростной магистрали должна составить 49 пар поездов в сутки.

 

Гарипова Юлия.

Версия для печати
screenRenderTime=1