СМИ об РЖД

19.01.2018Газета "Северная магистраль" (Северная железная дорога)

Через время и расстояния

В декабре 1887 года на участке между Ярославлем и Костромой начали курсировать первые поезда. Строительство железной дороги стало мощным толчком для развития этих территорий.

Вопрос о сооружении дороги от Костромы через Нерехту до Ярославля и далее – до Вознесенского посада возник еще в конце 60-х годов XIX века. Железная дорога была необходима, чтобы соединить административные экономические центры Ярославской, Костромской, Владимирской, Нижегородской и Московской губерний. На направлении, где предполагалось построить дорогу, а именно в Ярославле, Костроме, селе Иванове, а также в Вичугском и Кинешемском округах, располагались фабрики и заводы, разнообразные кустарные производства. В частности, здесь было сосредоточение хозяйств и предприятий льняной промышленности, имевших огромное экономическое значение для данной территории.

Строительство Костромской линии началось 2 апреля 1886 года, а уже в декабре 1887-го на участке Ярославль – Кострома открылось движение.

Протяженность Костромской дороги составила 136 верст. Ее строительство обошлось российскому правительству и Обществу Московско-Ярославской железной дороги дешевле, чем предполагалось. Дело в том, что на строительство собственные сбережения пожертвовал уроженец Костромы, профессор математики, финансист, благотворитель и меценат Федор Чижов, который понимал, какой мощный толчок к развитию получит его родная губерния и соседние регионы благодаря железной дороге.

Действительно, Костромская железная дорога решила многие проблемы как экономического, так и социального характера. Например, обеспечение хлебом губерний, расположенных между Ярославлем и Нижегородской губернией, стало значительно дешевле. Соединение Московско-Ярославской железной дороги с Нижегородской с помощью Костромской благоприятно отозвалось на жизни в Ростовском и Переславском уездах. Новая дорога оживила умирающие производства и способствовала привлечению трудовой силы. Так, в районе, где пролегала Костромская линия, было много ситцепечатных и миткалевоткацких фабрик, которые к моменту строительства дороги перестали развиваться. С появлением Костромской дороги сюда начали стекаться рабочие, к предприятиям стало удобно и дешево подвозить сырье, топливо. В результате это улучшило качество товара и сделало его конкурентоспособным даже на зарубежном рынке.

Пассажиропоток, который сформировался на этом направлении, в основном состоял из людей, направлявшихся на работу в Санкт-Петербург и Москву. По Костромской железной дороге ярославские и костромские купцы ездили на Нижегородскую ярмарку, а вичугские, шуйские, ивановские и костромские – на Ростовскую.

Сегодня железная дорога от Ярославля до Костромы представляет собой электрифицированный однопутный участок протяженностью 95,2 км. Ежедневно по железнодорожной ветке проходят 32 состава. От станции Ярославль-Главный до Нерехты – две пары пригородных, четыре пары пассажирских и восемь пар грузовых поездов. От Нерехты до станции Кострома-Новая – три пары пригородных поездов, три пары пассажирских и одна пара грузовых.

На участке расположены станции Кострома-Новая, Каримово, Космынино, Нерехта, Сахареж, Бурмакино, Тощиха, Лютово, Телищево, Дунайка и Ярославль.

Важнейшими станциями являются Ярославль и Кострома-Новая, которые по характеру выполняемой работы – грузовые, а по объему работ и техническому оснащению отнесены ко второму классу.

В честь юбилея открытия движения Северная железная дорога организует различные мероприятия. В дни празднования со станции Ярославль-Главный в Кострому отправится ретропоезд, в составе которого вагон-музей и вагон с бригадой артистов. Планируется, что состав сделает остановки на станциях Ярославль, Нерехта, Бурмакино и Космынино. В этих населенных пунктах вагон-музей побывает впервые.

– К 130-летию открытия движения между Ярославлем и Костромой готовим экспозицию, посвященную Федору Чижову, – рассказывает начальник вагона-музея СЖД Андрей Чесноков. – В юбилейный год хотим еще раз напомнить железнодорожникам-северянам, жителям Ярославской и Костромской областей об историческом значении события и знаменитом земляке, который внес неоценимый вклад в строительство железной дороги и развитие этих территорий.

Основные юбилейные торжества пройдут на вокзале Кострома. Сюда на открытие мемориальной доски Федору Чижову прибудут руководители Северной магистрали, представители Всероссийского общества любителей железных дорог, гости из Ярославля и Костромы.

 

Фото: архив "СМ".

 

Вера Кузнецова.

Версия для печати
screenRenderTime=1