СМИ об РЖД

Год экологии продолжается

Очередное заседание Центральной комиссии по природоохранной деятельности подвело промежуточные итоги Года экологии, объявленного президентом страны. Как оказалось, гордиться есть чем. Например, железнодорожники в очередной раз получили звание "Лидер природоохранной деятельности 2017 года". Вместе с тем, как отметили участники совещания, это не повод расслабляться. Тем более что проблемных вопросов до конца года нужно решить предостаточно.

– Инвестиционный бюджет на природоохранные мероприятия по основным филиалам на 2017 год составляет более двух миллиардов рублей, – сообщил заместитель начальника Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО "РЖД" Эдуард Рябухин. – За девять месяцев освоили всего лишь 835 миллионов, или 40% от плана. По прогнозу за 10 месяцев будет освоение 52%. В итоге у нас остается всего лишь два месяца, чтобы завершить запланированные мероприятия.

Причин тому несколько. И прежде всего – длительное заключение договоров. В отдельных случаях процесс затягивается до полугода. Еще одна сложность заключается в том, что не все подрядные организации выполняют свои договорные обязательства, отстают от сроков поставок оборудования и выполнения строительно-монтажных работ. Есть претензии и к качеству проектных работ, из-за чего иногда приходится для устранения замечаний госэкспертизы проходить процедуру дважды.

– Хочу обратить внимание, что если до 1 декабря этого года не будут получены положительные заключения, то такие объекты будут исключены из программы 2018 года, – констатировал Эдуард Рябухин. – Причина постоянных замечаний заключается в том, что на отдельных дорогах не прорабатываются в должной мере перспективы развития предприятий, возможная передача объектов в муниципальную собственность. Все время изменяются технические условия. Кроме того, на всех уровнях периодически выдаются некачественные технические условия. Есть примеры, когда представители проектных организаций даже не выезжают на объекты. В конечном счете при выполнении строительно-монтажных работ это приводит к затягиванию сроков и незавершенному строительству.

Наболевший вопрос – очистные сооружения. Согласно официальным данным, более половины из них не обеспечивают требуемое качество сточных вод. В настоящее время Департамент охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля совместно со всеми балансодержателями рассматривает возможность передачи очистных на баланс Центральной дирекции по тепловодоснабжению. Это делается для того, чтобы обеспечить эксплуатацию систем очистки стоков специализированными структурами и снизить риски по выплатам миллионных штрафов водоканалам.

– За две недели мы рассмотрели шесть железных дорог, – отметил руководитель. – Хочется отметить крайне низкую заинтересованность в этом вопросе главных инженеров центральных дирекций. Ситуацию нужно срочно исправлять. А что мы имеем сегодня? Готовые очистные сооружения не работают, сточные воды до них не доходят. В половине случаев это связано не с состоянием оборудования, а с соблюдением технологии. И этим вопросом должны заниматься уже не экологи, а главные инженеры всех уровней. Почему своевременно не чистятся нефтеловушки, почему не убирается пленка, почему не завозятся сорбирующие материалы, а в фильтрах своевременно не заменяется загрузка?

Однако одна из наиболее актуальных задач на сегодня – утилизация отработавших свое деревянных шпал. У Центральной дирекции по ремонту пути (ЦДРП) заключены необходимые договоры, однако за 9 месяцев фактически передано подрядным организациям лишь 54%. Особенно критичное положение сложилось на Октябрьской, Московской, Горьковской, Северо-Кавказской, Куйбышевской, Дальневосточной и Забайкальской магистралях.

По словам главного инженера Центральной дирекции Виктора Шамраева, происходящему есть объяснение, причем эта история тянется уже не один год. Так, еще в сентябре 2011-го был заключен договор на утилизацию шпал между ЦДРП и ООО "Трансэко". В границах Октябрьской железной дороги дирекция выполнила свои обязательства и оплатила исполнителю в соответствии с договором 18 миллионов рублей за утилизацию 135 тысяч шпал. Однако предприятие по фиктивным приемо-сдаточным актам передало шпалы ОАО "Подпорожский порт". Это было сделано незаконно. В итоге, когда все вскрылось, ОАО "РЖД" в лице Центральной дирекции по ремонту пути было привлечено в качестве ответчика по судебному иску. В 2015 году Компании предъявлен иск о взыскании порядка 200 миллионов рублей за вынужденное хранение шпал на территории порта в период с апреля 2012 по март 2015.

– ЦДРП с предъявленными исками не согласна и считает, что было совершено преступление или фактически мошенничество, – отмечает Виктор Шамраев. – Сейчас правоохранительные органы возбудили уголовное дело. А пока нас обязали вывезти шпалы. До конца года мы должны забрать 120 тысяч штук.

Еще одно мошенничество произошло на Забайкальской дороге. Там также с 2011 по 2013 годы дей­ствовал договор с некой ООО "ТМХ-ЭКО". Опять же контрагенты свои обязательства по утилизации не выполнили, а деньги получили на основании фиктивных актов выполненных работ. На деле шпалы вывозились, а затем продавались через ­третьи фирмы местным жителям. Всего по платежным поручениям было переведено почти 80 миллионов рублей. Мошенничество вскрыто, директор фирмы приговорен к четырем годам лишения свободы.

В начале этого года провели очередной открытый конкурс. Объем по договору на три года составляет восемь с половиной миллионов шпал. Общая стоимость услуг – 868 миллионов рублей. В нем победили четыре фирмы.

– Чтобы минимизировать риски в договорах, предусмотрен ряд изменений, направленных на защиту интересов Компании, – заявил Виктор Шамраев. – Отныне после подписания актов приема-передачи заказчик передает исполнителю права собственности на партию шпал в целях дальнейшей утилизации, в том числе и все экологические риски, связанные с исполнением предмета договора. В случае предъявления ОАО "РЖД" каких-либо претензий, которые могут возникнуть в результате ненадлежащего оказания услуг, контрагенты обязаны оградить нас от них и компенсировать все понесенные расходы. По окончании каждого календарного года эти фирмы обязаны предоставить в ЦДРП с печатью и подписью статистический отчет, заверенный Роспотребнадзором. Непредоставление может служить основанием для расторжения договора и неоплаты услуг. Создана система контроля исполнения договора, начиная с ежемесячных выездных проверок выполнения обязательств и заканчивая совместными совещаниями региональных дирекций по ремонту пути с приглашением исполнителей по договорам.

Всего же в 2017 году запланировано передать 2,9 миллиона шпал. На сегодня передано 1,6. Согласно прогнозам, до конца железнодорожники выйдут на отметку 2,2 миллиона. На отдельных дорогах контр­агенты уже сейчас почти на 100% выполнили свои обязательства. Сюда будут перенаправлены потоки от тех, кто существенно отстает от плана. Кстати, в числе лидеров – Южно-Уральская железная дорога. Параллельно на сети создаются специальные площадки для временного хранения деревянных шпал.

– Несмотря на то что в этом году мы получили высокое звание, работы очень много, – констатировал в заключение начальник Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля Петр Потапов. – Полигонам дорог необходимо уделить повышенное внимание тем вопросам, которые мы сегодня обсудили. Особо пристально по­смотреть на очистные сооружения, оценить их состояние. Надо представлять, в каком направлении мы сегодня двигаемся и что еще нужно предпринять. Необходимо поднимать проблемы на центральный уровень, а не замалчивать их. И если в стране Год экологии подходит к завершению, то нас это не касается – усилия необходимо наращивать.

 

Александр Кичигин.

Версия для печати
screenRenderTime=1