Пресс-релизы

13.11.2003|16:07

Доходы российских железных дорог после введения Прейскуранта 10-01 не увеличились. Об этом было заявлено на брифинге, посвященном первым итогам введения Прейскуранта 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", который состоялся 13 ноября в Москве.

    

В брифинге приняли участие руководитель Департамента коммерческой работы в сфере грузовых перевозок ОАО "РЖД" Юрий Косов, первый заместитель начальника Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО "РЖД" Галина Зимовская и директор Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта Иван Беседин (возглавлявший, напомним, рабочую группу по разработке Прейскуранта).

По словам Ивана Беседина, Прейскурант 10-01 – один из основополагающих документов, где подробнейшим образом расписано, как и из чего складывается тариф на ту или иную перевозку. Первичный анализ изменения ситуации на рынке грузовых железнодорожных перевозок дает основания полагать, что в целом появление Прейскуранта 10-01 решает задачи, возложенные на его разработчиков Правительством Российской Федерации. Так, обеспечиваются равные условия перевозки для всех участников рынка: появление нового Прейскуранта, в частности, позволило стимулировать перевозки грузов на дальние расстояния, что особенно важно для обеспечения завоза грузов в районы Крайнего Севера и отдаленные районы Российской Федерации, поскольку в данном случае соблюден принцип "чем дальше, тем дешевле".

В настоящее время, подчеркнул Иван Беседин, можно говорить лишь о сентябрьских итогах работы железнодорожного транспорта по новому Прейскуранту, по которым преждевременно делать выводы. Однако анализ показывает, что доходы ОАО "РЖД" после введения нового Прейскуранта практически не изменились: так, совокупный доход российских железных дорог в сентябре снизился на 1,5%, доходы во внутрироссийском сообщении возросли на 0,95%, от перевозок экспортно-импортных грузов – уменьшились на 8%.

Что касается перевозок отдельных видов грузов, отметил Иван Беседин, то большинство из них удешевилось. Вместе с тем, произошло незначительное увеличение стоимости перевозок нефти и нефтепродуктов. Такое решение было принято Федеральной энергетической комиссией по согласованию с Правительством Российской Федерации для компенсации выпадающих доходов российских железных дорог (около 300 млн. рублей) после снижения тарифов на перевозки угля, металлов и других грузов в направлении портов в целях равномерного распределения грузопотоков и максимальной загрузки морских портов Дальнего Востока.

Произошедшее увеличение стоимости перевозок нефти и нефтепродуктов, по словам Галины Зимовской, не сказывается отрицательно на объемах перевозок нефти по российским железным дорогам: в сентябре рост перевозок этих грузов составил 0,8%.

Участниками брифинга было подчеркнуто, что, несмотря на первые положительные итоги действия нового Прейскуранта, специально созданной рабочей группой будут тщательно рассмотрены все возникающие претензии грузоотправителей. По словам Юрия Косова, до конца 2003 года будут выработаны и вынесены на рассмотрение Правительственной комиссии по вопросам тарифного регулирования на железнодорожном транспорте предложения по необходимой корректировке нового Прейскуранта 10-01. "ОАО "РЖД" готово обсуждать с грузоотправителями любые предложения по совершенствованию Прейскуранта, если они будут соответствовать принципам формирования тарифов, утвержденным Правительством Российской Федерации", - подчеркнул Юрий Косов.


*****
При разработке нового Прейскуранта учитывались несколько принципов:
1) разделение тарифов на две составляющие – плату за использование вагонного парка и плату за использование инфраструктуры и локомотивной тяги. При этом вагонная составляющая – постоянная величина, определенная в 15,5 % от размера тарифа, без дифференциации по классам грузов, и включающая в себя затраты по техническому обслуживанию, ремонту и амортизации. Величина вагонной составляющей является ориентиром экономической целесообразности использования собственного вагонного парка;
2) дифференцированный подход к оплате грузоперевозок в зависимости от размеров партии и маршрута;
3) поощрение заинтересованности грузоотправителя в использовании нескольких видов подвижного состава;
4) пересмотр т.н. минимальных весовых норм загрузки вагонов (в частности, ужесточение контроля над наполнением цистерн при перевозке нефтепродуктов);
5) упорядочение системы оплаты перевозки экспортно-импортных грузов, следующих через сухопутные пограничные переходы;
6) выравнивание условий перевозок грузов для всех регионов страны.


В целом в Прейскуранте 10-01 состоялось снижение на 4% тарифов для грузов 1 класса, повышение тарифов на 3% для грузов второго класса, тарифы на перевозку грузов третьего класса остались без изменений.

К грузам первого тарифного класса относятся каменный уголь, кокс каменноугольный, нефелиновые руды и их концентраты, бокситы и руды алюминиевые, минерально-строительные материалы, руды и концентрат цветных металлов, пиломатериалы, лесоматериалы круглые (кроме крепежных), бензин стабильный газовый и др.;

к грузам второго класса - сырая нефть, мазут нефтяной и каменноугольный, минеральные удобрения, минерально-строительные материалы, кирпич и др.;

к грузам третьего класса – нефтепродукты, цветные металлы и изделия из них производственного назначения, черные металлы и др.

Работа над новым Прейскурантом длилась без малого 3 года. В его разработке, помимо МПС России, принимали участие Федеральная энергетическая комиссия, Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов, Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Министерство транспорта, а также пользователи услуг железнодорожного транспорта, от имени которых выступали, в частности, Союз металлургов и Торгово-промышленная палата. Работа над проектом нового Прейскуранта контролировалась Комиссией Правительства Российской Федерации по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте под руководством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.Б. Христенко.

Прейскурант 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" утвержден постановлением ФЭК России от 17 июня 2003 года № 47-т/5, зарегистрирован Министерством юстиции России 9 июля 2003 года (регистрационный № 4882). 28 июля Прейскурант был опубликован в "Бюллетене нормативных актов" (№30).

Начальник Департамента по связям с общественностью Константин Пашков

Версия для печатиОтправить по почтеКод для блога
screenRenderTime=1