Пресс-релизы

20.05.2013|19:53

Анализ европейского опыта реформы железных дорог позволит избежать серьезных ошибок в российской практике, считает президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин.

RU EN

"Целевая модель рынка грузовых железнодорожных перевозок предусматривает сохранение интеграции инфраструктуры железнодорожного транспорта и перевозочной деятельности до 2015 года. Но уже в ближайшее время вопрос об определении целевой структуры отрасли, в том числе о степени интеграции владельца инфраструктуры и перевозчика, снова приобретет былую актуальность, особенно в контексте активного обсуждения этой темы европейцами", - заявил председатель комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре, президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин на заседании комиссии 20 мая в Москве.

По его словам, вопросы экономической целесообразности и построения эффективного технологического взаимодействия владельца инфраструктуры и перевозчика интересуют не только Россию. За последние 15 лет было выполнено более 25 исследований, прямо или косвенно рассматривающих вопрос целесообразности разделения инфраструктуры железнодорожного транспорта и перевозочной деятельности. География проведенных исследований охватывает практически весь мир – в указанных работах рассматривались железнодорожные системы стран Европы, Северной Америки, Японии, Австралии, ЮАР.

В этой связи показательными являются результаты европейского исследования "Экономические эффекты вертикального разделения в железнодорожном секторе", выполненного в 2012 году по заказу Сообщества европейских железнодорожных и инфраструктурных компаний.

Так, авторами выявлено отсутствие положительной взаимосвязи между таким разделением и ростом грузооборота или доли железнодорожного транспорта на транспортном рынке. Также сделан вывод о том, что конкуренция не оказывает прямого влияния на повышение эффективности железных дорог и не должна являться самоцелью.

"Уверен, что европейский опыт показателен и весьма ценен для нас, он позволит избежать серьезных ошибок. В этом ключе необходимо рассматривать и процесс структурной реформы ОАО "РЖД". Сегодня мы находимся на заключительном этапе реформирования отрасли и продолжаем вести работу по достижению единой позиции относительно оптимальной модели функционирования железнодорожного транспорта", - заявил Владимир Якунин.

Исследование "Экономические эффекты вертикального разделения в железнодорожном секторе" в российских условиях подготовлено независимой исследовательской группой экспертов из Голландии (консалтинговая компания Inno-V, Университет VU), Великобритании (Университет Leeds), Японии (Университет KOBE) и Германии (Civity Management Consultants) по заказу Европейского сообщества железных дорог и предприятий инфраструктуры (The Community of European Railway and Infrastructure Companies).

Целью исследования была оценка результатов реформирования железных дорог стран Евросоюза, оценка потенциального влияния различных форм организации железнодорожного рынка на расходы и долю железнодорожного транспорта среди видов сообщения и оценка предпочтительности той или иной модели рынка (с учетом значительных национальных различий). Дополнительной целью ставилась оценка последствий реализации "Четвертого пакета" реформ железнодорожного транспорта в странах Евросоюза.

Исследование основано на анализе результатов деятельности 33-х железнодорожных систем стран Европы и Японии в 1994-2010 гг. (по большинству стран) с использованием как общедоступных статистических данных, так и результатов специального анкетирования.

В качестве альтернативных организационных моделей рынка в исследовании приняты модель вертикальной интеграции (холдинговая модель) и модель вертикального разделения. Модель вертикальной интеграции считалась исходной, а модель вертикального разделения - целевой в ходе реформирования. Холдинговая модель признается компромиссной, сочетающей преимущества моделей вертикальной интеграции и вертикального разделения.

Основной целью реформирования было содействие повышению эффективности и увеличению объемов железнодорожных перевозок.

Данное исследование не подтвердило наличия положительной взаимосвязи между отделением перевозочной деятельности от инфраструктуры (вертикальным разделением) и ожидаемыми полезными эффектами: развитием конкуренции, ростом грузовых перевозок и доли железных дорог на транспортном рынке.

Вертикальное разделение в некоторых обстоятельствах, как утверждается в исследовании, может препятствовать росту перевозок по железным дорогам. То же относится и к механизмам развития конкуренции. В исследовании указано на отсутствие очевидных фактов, подтверждающих то, что развитие конкуренции в грузовом бизнесе приводит к росту объемов перевозок и доли железнодорожного транспорта на рынке.

Тематика: Реформа
Версия для печатиОтправить по почтеКод для блога
screenRenderTime=1