Пресс-релизы

17.05.2012|17:10

Железнодорожные администрации государств – участников Содружества подготовили единые рекомендации по реформированию.

17 мая в Москве проходит 56 заседание Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества. В его рамках состоялся "круглый стол" по вопросам реформирования железнодорожного транспорта с участием представителей железнодорожных администраций, входящих в Совет.

Целью мероприятия был обмен опытом и изучение лучших практик реформирования железнодорожного транспорта на постсоветском пространстве. В ходе "круглого стола" обсудили такие краеугольные вопросы, как разделение административной и хозяйственной деятельности, грузового и пассажирского комплекса, формирования рынка перевозок, оперирования и ремонта подвижного состава.

Старший вице-президент ОАО "РЖД" Валерий Решетников рассказал о мероприятиях по реформированию железнодорожного транспорта в России. По его словам, за время реформы с 2004 года было создано 85 дочерних обществ ОАО "РЖД", на долю которых сегодня приходится около 30% оборота и 15% всех активов холдинга. Наиболее значимые преобразования были связаны с пассажирским комплексом. Было создано ОАО "Федеральная пассажирская компания", обеспечивающее железнодорожные перевозки пассажиров в дальнем следовании, а также образовано совместно с субъектами РФ 26 пригородных пассажирских компаний.

Одним из наиболее острых в ходе реформы стал вопрос целесообразности отделения инфраструктуры от перевозочной деятельности, который предполагает вывод в конкурентный сектор локомотивной тяги.

Валерий Решетников отметил, что в России, как и в других странах, был проведен детальный анализ последствий возможного отделения инфраструктуры от перевозочной деятельности. По оценкам российских специалистов, этот шаг привел бы к росту операционных издержек и росту конечного тарифа на перевозку на 25-30%. Но грузоотправители и государственные регуляторы оказались к этому не готовы. В результате рассмотрение данного вопроса было отложено до 2015 года.

С другой стороны, в России успешно создан конкурентный рынок оперирования подвижным составом, в результате которого перевозчик в лице ОАО "РЖД" освободился от грузовых вагонов, а на обновление парка были направлены частные инвестиции. В результате реформы число собственников подвижного состава приблизилось к 2 тысячам. Однако сейчас, по словам Валерия Решетникова, на рынке наблюдается процесс консолидации участников рынка.

По словам Валерия Решетникова, в числе приоритетов государственной политики в области железнодорожного транспорта - совершенствование тарифной системы. Реализация пакетов акций дочерних обществ ОАО "РЖД" в последние годы стала по существу заменой инфраструктурной составляющей в тарифе. Средства, вырученные за счет продажи непрофильных активов, во многом позволили финансировать инвестпроекты, необходимые для деятельности компании.

По итогам круглого стола были подготовлены рекомендации по реформированию железнодорожного транспорта государств – участников Содружества. Представители железнодорожных администраций высказали свои предложения в проект документа и выразили готовность следовать изложенным рекомендациям.

Отметим, в соответствии с планом НИОКР Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества на 2011 год Институтом проблем естественных монополий (АНО "ИПЕМ") была выполнена научно-исследовательская работа по теме "Разработка рекомендаций о возможности использования положительного опыта реформирования железнодорожного транспорта железнодорожных администраций, участвующих в работе Совета". Результаты данной работы рассмотрены и одобрены на заседании комиссии Совета по вопросам реформирования и структурных преобразований (15-17 февраля 2012 года) и совещании уполномоченных представителей железнодорожных администраций (27-29 марта 2012 года).

В настоящее время железнодорожный транспорт стран "пространства 1520" находится на различных этапах реформирования. Однако по результатам исследования были выделены единые для всех направления реорганизации железнодорожной отрасли:

  • оптимизация структуры отрасли и изменение организационно-правовой формы предприятий, действующих в сфере железнодорожного транспорта.
  • совершенствование и гармонизация тарифной системы.
  • минимизация рисков преобразований на железнодорожном транспорте.
  • развитие и оптимизация набора инструментов инвестирования в железнодорожный транспорт.
  • нормативно-правовая поддержка реформирования железнодорожного транспорта. 
Версия для печатиОтправить по почтеКод для блога
screenRenderTime=1